Библия о ростовщичестве и залогах

«Если ты дашь бедняку из Моего народа серебро взаймы, то не требуй процентов, как ростовщик». (Исх 22:25) «Не наживайся на ссудах, не бери лихвы; бойся Бога своего — пусть собрат твой живет у тебя. Не требуй с него проценты за ссуду, не начисляй проценты за пропитание». (Лев 25:36-37)

Однако Закон Моисея, запрещая израильтянам давать деньги в рост своим соплеменникам, позволял им одалживать под проценты иноплеменникам. «Не давай брату твоему в рост ни серебра, ни съестного, ничего того, что дают под проценты. Иноплеменнику ссужай в рост, а брату твоему — нет, и тогда благословит тебя Господь, твой Бог, во всех трудах твоих в той стране, в которую вы идете и которой овладеете». (Втор 23:19-20)

Непричастность к ростовщичеству — важная отличительная черта праведника. «Серебра не пускал он в рост, невиновного не обвинял за взятку. Кто поступает так — вовек не падет!» (Пс 14:5) «Кто ни в чем не виновен, кто поступает праведно и честно… кто никого не притесняет, возвращает должнику залог, никого не обирает, дает хлеб голодному, одевает нагого, не наживается на ссудах и не берет лихвы, не делает злых дел и вершит справедливый суд, кто живет по законам Моим, повеления Мои строго соблюдает и исполняет, кто поступает по правде, — тот оправдан и будет жить! — говорит Господь Бог». (Иез 18:5, 7-9) Лихоимцев же Господь накажет. «Если наживается на ссудах и берет лихву, — неужели он сохранит себе жизнь? Нет, не будет он жить! За все мерзости, им совершенные, он умрет, и сам будет виновен в своей смерти! (Иез 18:13)

Однако угрозы божьей кары не всегда оказывали воздействие на зажиточных израильтян, они шли на прямое нарушение заповедей Закона, взимая со своих бедных собратьев процент за ссуды. «О народ мой! Начальники угнетают его, ростовщики властвуют над ним». (Ис 3:12) «Вы наживаетесь на ссудах и берете лихву, наживаетесь, притесняя ближнего! Ты, столица, забыла Меня, — говорит Господь Бог». (Иез 22:12) «Богатый правит бедными, и должник — раб заимодавцу». (Притч 22:7) Но даже в этих злоупотреблениях автор книги Притчей видит повод для оптимизма. «Ростовщик, что на ссудах наживается, копит для того, кто милостив к беднякам». (Притч 28:8)

Важным аспектом взаимоотношений между заимодавцем и должником было взятие в обеспечение ссуды некоего материального залога. Таким залогом могла стать любая ценность, от земельного надела до предмета одежды. Относительно залога также имеются библейские предписания. «Если берешь у ближнего плащ в залог, то верни до захода солнца — ведь ему больше нечем укрыться, это его одежда. Как ему спать без нее? Он воззовет ко Мне — и Я услышу его, потому что Я милосерден». (Исх 22:26) «Нельзя брать в залог ручные жернова (или даже один только верхний жернов) — это означало бы взять в залог человеческую жизнь». (Втор 24:6) «Если ты одалживаешь ближнему что-либо, не входи в его дом за залогом. Постой на улице, пусть тот, кому ты одалживаешь, сам вынесет тебе залог. Если он беден, то не ложись спать, пока его залог у тебя. Верни ему залог до захода солнца, чтобы он лег спать, укрывшись своим плащом, и благословил бы тебя. Тогда ты будешь праведен пред Господом, твоим Богом». (Втор 24:10-13) «Не попирай прав переселенца и сироты, не бери в залог одежду вдовы». (Втор 24:17)

Но, как и в случае с взиманием процентов, нарушение заповедей о залоге было в народе Божьем обычной повседневностью, что вызывало у библейских авторов острое негодование. «Велики твои злодеяния, твоим преступлениям нет конца! Без нужды ты требовал с братьев залог, снимал с людей последнюю одежду…» (Иов 22:5-6) «Сдвигают люди межевые камни и пасут украденные стада, ослика у сирот уводят, у вдовы берут в залог быка…» (Иов 24:2-3) «У жертвенников возлежат на изъятых за долги покрывалах…» (Ам 2:8)

Бедняки, заложившие за хлеб последнее имущество, оказывались в кабале, а то и в полном рабстве у богачей. С таким положением дел в израильской общине пытался бороться Неемия. «Некоторые люди из нашего народа и их жены горько жаловались на своих же соплеменников-иудеев. Одни говорили: „Мы отдаем в залог своих сыновей и дочерей, чтобы достать хлеба для пропитания и выжить!“ А другие говорили: „Мы отдаем в залог свои поля, виноградники и дома, чтобы достать хлеба и спастись от голода“. Третьи говорили: „Чтобы уплатить подать царю, мы занимаем деньги под залог своих полей и виноградников. Мы из той же плоти, что и соплеменники наши, и дети у нас такие же, как у них. Но мы вынуждены отдавать сыновей и дочерей в рабство, и некоторые из наших дочерей так и останутся рабынями. Мы ничего не можем сделать, наши поля и виноградники достались другим!“» (Неем 5:1-5) Неемия говорит израильтянам: «„И я сам, и родичи мои, и слуги — мы тоже даем в долг деньги и зерно. Но не надо наживаться на этом! Сегодня же верните людям поля, виноградники, оливковые рощи и дома — и проценты с тех денег, зерна, вина и масла, что вы им ссужали“. Они отвечали: „Вернем и ничего больше у них не потребуем! Сделаем как ты говоришь“». (Неем 5:1-5, 10-12) Такое раскаяние, если оно подлинное и подтверждается делами, позволяет надеяться на Божье прощение. «Если Я вынес злодею приговор: „Ты умрешь!“ — а он оставил свои преступления, стал поступать справедливо и праведно, вернул залог, украденное возместил, стал жить по законам, дающим жизнь, и больше не совершает зла, — то не умрет он, но будет жить!» (Иез 33:14-15)

Пост был опубликован суббота 7 марта 2020
Религиозная организация Российское Библейское Общество
115054, г. Москва
ул. Валовая, дом 8, строение 1

Телефоны:
(495) 940-55-90 (секретарь)
(495) 940-55-80 (отдел реализации, информация о наличии книг)
(495) 940-55-94 (отдел сбора средств на благотворительные проекты)
Факс: (495) 951-60-07


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.>
От Иоанна святое благовествование 3,16