Библия о ворах

Запрету воровства посвящена одна из десяти главных заповедей израильского Закона. «Не воруй». (Исх 20:15; Втор 5:19) В Ветхом Завете эта заповедь не раз повторяется и детализируется. «Не воруйте, не лгите, не обманывайте друг друга». (Лев 19:11) «Если кто-нибудь украдет быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу… А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство — за кражу. А если украденное животное найдут у него живым — будь то бык, осел или овца — вор должен отдать двух животных за одно… Если один человек даст другому на хранение серебро или вещи, и они будут украдены у того из дома, и вор будет пойман, то вор должен все возместить вдвойне. А если вор не пойман, то взявший вещи на хранение должен предстать перед Богом, чтобы подтвердилось, что он не посягал на чужое добро». (Исх 22:1, 3-4, 7-8)

Пророки, вещающие от лица Бога, сурово клеймят виновных в воровстве. «Воры врываются в дома, разбойники нападают на улице! О том, что Я помню их злодеяния, они не думают…» (Ос 7:1-2) «…тяжба у Господа с жителями этой земли, ибо нет ни справедливости, ни доброты, ни знания Бога в этой земле. Клятвопреступления и убийства, воровство и разврат!» (Ос 4:1-2) «Крадете вы, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь ложно, воскуряете Ваалу, поклоняетесь богам иным, которых вы не знали, потом приходите, встаете предо Мной в этом Храме, который именем Моим осенен, и говорите: „Мы спасены!“ — чтобы и дальше творить все эти мерзости». (Иер 7:9-10) «Согласно этому свитку, ни один вор и ни один клятвопреступник не уйдет от наказания». (Зах 5:3) Принесение в жертву второсортных животных и плодов урожая, вместо отборных, объявляется воровством у Бога: «Может ли человек обмануть Бога? Но вы хотите обокрасть Меня! И говорите: «Чем же мы обкрадываем Тебя?» — Десятиной и приношениями! Проклятьем вы прокляты, потому что Меня вы обкрадываете, все до единого». (Мал 3:8-9) В Библии находит осуждение и такой специфический вид воровства, как плагиат. «Иду Я против пророков! — говорит Господь. — Они слова Мои воруют друг у друга». (Иер 23:30)

Судьба вора незавидна, он становится изгоем в общине, соплеменники клеймят его позором. «…изгнаны они из среды людей, провожают их криком, как воров». (Иов 30:5) «Словно вор, что пойман с позором, опозорен Израиль…» (Иер 2:26) «Не ты ли над Израилем потешался, будто в воровстве его уличили?» (Иер 48:27) Вора, пойманного ночью на месте преступления, разрешалось безнаказанно убить. «Если вор был пойман при попытке разобрать стену дома и убит, то убивший неповинен. Но если это случилось после восхода солнца, то убивший виновен». (Исх 22:2-3) Дружба с ворами в Библии строго порицается. «Видишь вора — и дружишь с ним, прелюбодеям ты сообщник…» (Пс 49:18) «Кто вору товарищ, тот сам себе враг: слышит, как проклинают вора, да помалкивает». (Притч 29:24) «Вельможи твои — отступники, водят дружбу с ворами». (Ис 1:23)

В Библии учитываются смягчающие обстоятельства, такие как голод, побудившие человека к воровству, что, однако, не слишком смягчает участь пойманного вора. «Не строго судят вора, что украл с голоду, чтобы только поесть; а все ж поймают — возместит всемеро, все свое имущество отдаст». (Притч 6:30-31) Особняком стоит случай воровства, рассказанный в книге Бытия. Здесь праматерь израильского народа Рахиль крадет домашних божков своего отца Лавана, и повествователь говорит об этом без малейшего осуждения, скорее он даже восхищен ловкостью и сообразительностью Рахили. «Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца… Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, а Рахиль сказала ему: «Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание». Лаван все перерыл, но божков не нашел». (Быт 31:19, 33-35)

В Новом Завете Иисус Христос безоговорочно подтверждает ветхозаветную заповедь, запрещающую воровство. «Ты знаешь Его заповеди: не убивай, не нарушай супружескую верность, не воруй, не давай ложных показаний, не обманывай, чти отца и мать». (Мк 10:19; Лк 18:20) Он считал, что воровство, как и другие грехи и преступления, — это проявление порочной человеческой природы. «Ведь из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату, воровству, лжесвидетельствам, сквернословию». (Мф 15:19; Мк 7:22) Воры часто фигурируют в поучениях и притчах Иисуса. «Все, кто пришли до Меня, — воры и грабители… Вор же приходит лишь для того, чтобы украсть, убить и разрушить». (Ин 10:8, 10) «Не копи́те себе богатств на земле, где моль и ржавчина портят их и где воры, забравшись в дом, крадут». (Мф 6:19) «Знайте, если бы хозяину дома было известно, в какой час ночи придет вор, он не спал бы и не дал бы вору забраться в дом». (Мф 24:43; Лк 12:39) Согласно евангелисту Иоанну, не случайно, что из учеников Христа стал предателем именно Иуда Искариот. Ведь он был вором. «Он… был вор: он носил общую сумку с деньгами и нередко запускал туда руку». (Ин 12:6)

В апостольских посланиях их авторы заклинают верующих быть непричастными к воровству, потому что это тяжкий грех, и воры не получат Божьего спасения: «…воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники — никому из них не получить наследия в Царстве Бога!» (1 Кор 6:10) «Кто воровал, пусть больше не ворует, а усердно работает собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде». (Эф 4:28) «Ты учишь других, а почему не учишь себя? Проповедуешь «не воруй» — и сам воруешь». (Рим 2:21) «Рабы пусть во всем повинуются своим господам, пусть будут услужливы, не прекословят и не воруют, пусть проявят себя честными и надежными…» (Тит 2:9-10) «Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик». (1 Пет 4:15)

Пост был опубликован среда 26 февраля 2020
Религиозная организация Российское Библейское Общество
115054, г. Москва
ул. Валовая, дом 8, строение 1

Телефоны:
(495) 940-55-90 (секретарь)
(495) 940-55-80 (отдел реализации, информация о наличии книг)
(495) 940-55-94 (отдел сбора средств на благотворительные проекты)
Факс: (495) 951-60-07


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.>
От Иоанна святое благовествование 3,16