Библия о посте

В Библии пост — это особая духовная практика, направленная на достижение особой близости с Богом путем полного отказа от пищи (а часто и от питья) на определенный период времени. Пост был временем печали и раскаяния.

В Ветхом Завете обязательным для всех евреев днем поста был День Искупления, или Судный День (евр. Йом-Киппур). «Вот вам предписание навеки: в десятый день седьмого месяца поститесь и пусть никто из вас не работает — ни коренной житель, ни переселенец, живущий среди вас. Ибо в этот день будет совершаться над вами искупительный обряд, чтобы очистить вас от всех грехов ваших; вы должны стать чистыми пред Господом. Это должен быть для вас день полного, субботнего, покоя; поститесь. Таково предписание навеки». (Лев 16:29-31) «Десятый же день седьмого месяца — День Искупления. Этот день должен быть для вас священным; поститесь и приносите дары Господу. Не делайте в этот день никакой работы, ибо это — День Искупления, когда свершается искупление ваше пред Господом, вашим Богом. Всякий, кто не постится в этот день, будет истреблен и отторгнут от народа своего. Всякого, кто будет работать в этот день, Я погублю, и он будет вычеркнут из рода своего. В этот день никакой работы не делайте — это вам предписание навеки, соблюдайте его из рода в род, где бы вы ни жили. Для вас это должен быть день полного, субботнего покоя; поститесь. С вечера девятого дня этого месяца до следующего вечера вы должны пребывать в покое». (Лев 23:27-32)

В эпоху после плена были учреждены четыре дополнительных поста, связанных с различными трагическими датами в истории еврейского народа: падение Иерусалима (9-й день 4-го месяца), разрушение Храма (10-й день 5-го месяца), убийство назначенного вавилонянами наместника Гедалии (3-й день 7-го месяца), а также день начала осады Иерусалима вавилонянами (10-й день 10-го месяца). «Так сказал Господь Воинств: посты четвертого и пятого, седьмого и десятого месяцев станут для дома Иуды праздниками, днями радости и веселья; только любите правду и мир». (Зах 8:19)

Кроме этих календарных постов, общенародный пост мог объявляться в связи с какими-либо значимыми событиями. «И пошли тогда израильтяне, все их войско, в Бет-Эль. Там сидели они пред Господом, плакали и постились — весь день, до вечера. Они принесли Господу жертвы всесожжения и пиршественные жертвы». (Суд 20:26) «Самуил сказал: „Пусть все израильтяне соберутся в Мицпе́ — я помолюсь за вас Господу“. Они собрались в Мицпе, начерпали воды и вылили ее перед Господом. В тот день они постились там и говорили: „Мы согрешили против Господа“». (1 Цар 7:6) «Испугавшись, Иосафат решил вопросить Господа и объявил по всей Иудее пост. Иудеи собрались, чтобы просить Господа о помощи — из всех городов иудейских пришли люди, чтобы вопросить Господа». (2 Пар 20:3-4). «В пятый год правления царя Иудеи Иоакима, сына Иосии, в девятом месяце, был объявлен пост пред Господом среди всех людей Иерусалима и людей, пришедших в Иерусалим из городов Иудеи». (Иер 36:9) «На двадцать четвертый день того же месяца собрались сыны Израилевы и стали поститься, одевшись в рубище и посыпав голову пылью». (Неем 9:1)

Пост, в случае необходимости, могла объявить и местная иудейская община. «Вернувшись в Явеш, они сожгли там тела, а кости собрали и похоронили под тамариском в Явеше. После этого они постились семь дней». (1 Цар 31:12-13; 1 Пар 10:12) «До вечера, в трауре, они постились и оплакивали Саула, Ионафана, войско Господа — всех израильтян, павших в битве». (2 Цар 1:12) «Там, на реке Ахаве́, я объявил пост, чтобы, склонившись пред Богом нашим, попросить у Него благополучного пути для нас и наших детей, со всем нашим имуществом. … Мы постились, молили Бога нашего — и Он услышал нашу мольбу». (Езд 8:21, 23) «В какую бы область ни приходил этот указ с повелением царя, везде начинались у иудеев глубокая скорбь и пост, плач и рыдания; многие, одевшись в рубище, лежали в пыли». (Эсф 4:3) «Пойди собери всех иудеев, какие есть в Сузах, и поститесь ради меня — не ешьте и не пейте три дня и три ночи. И я с моими служанками буду поститься так же…». (Эсф 4:16)

Описан в Библии и случай, когда объявление поста стало частью заговора, устроенного злобной царицей Иезавелью против праведного израильтянина Навота с целью лишить его жизни и собственности. «Она написала от имени Ахава письма, запечатала их его печатью и послала эти письма старейшинам и знатным людям того города, где жил Навот. А в письмах велела: „Объявите пост. Посадите Навота на видное место, перед народом, а напротив посадите каких-нибудь двух негодяев, чтобы засвидетельствовали ему в лицо: ‚Ты хулил Бога и царя‛. После этого берите Навота, уведите его и забросайте камнями насмерть“». Еще одним исключительным случаем поста в Библии был пост языческого населения ассирийской столицы Ниневии: «…жители Ниневии уже поверили Богу. Они объявили пост и оделись в рубище, от мала до велика. Когда же это дело дошло до царя Ниневии, он встал с трона, снял свое одеяние, оделся в рубище, сел в пепел и велел обнародовать в Ниневии, от имени царя и его сановников, такой указ: „Еды не касаться, не пастись и воды не пить ни людям, ни скоту, ни крупному, ни мелкому. Пусть и люди, и скот, покрытые рубищем, изо всех сил призывают Бога. Пусть каждый перестанет творить зло и чинить насилие. Кто знает? Может быть, Бог передумает, перестанет гневаться, и мы не погибнем“». (Иона 3:5-9)

Распространены были и индивидуальные посты. «Господь поразил болезнью ребенка, которого родила Давиду жена Урии. Давид стал молиться о младенце, постился, ходил одетый в рубище и спал прямо на земле». (2 Цар 12:15-23) «Подкосились колени мои от поста, тело мое исхудало. (Пс 108:24) «А я ведь в рубище ходил, когда болели они, я себя изнурял постом». (Пс 34:13) «Я плакал и постился — и стал мишенью насмешек. В рубище я одет…». (Пс 68:11-12) «Когда Ахав услышал эти слова, он разодрал одежды в знак скорби, оделся в рубище, стал поститься, спал, не снимая рубища, ходил удрученный…» (3 Цар 21:27) «Несколько дней я был в скорби, постился и молился Богу Небесному». (Неем 1:4) «Я обратился к Богу, Владыке моему; я молился и умолял Его, постился в рубище и пепле». (Дан 9:3)

Для многих израильтян посты превратились в формальность. Внешне соблюдая традиционные проявления поста, внутри они оставались глухими к Божьим заповедям. Такое отношение к посту подвергали резкой критике ветхозаветные пророки. «Сказал мне Господь: «Не молись о благе для этого народа! Будут они поститься, но Я не услышу их плача, будут совершать всесожжения и хлебные приношения, но не станут Мне угодны. Я истреблю их мечом, голодом и мором!» (Иер 14:11-12) «Скажи всем жителям страны и всем священникам: „Когда вы, вот уже семьдесят лет, поститесь и скорбите в пятый и седьмой месяцы, разве для Меня вы поститесь? Когда вы едите и пьете, кто насыщается, как не вы?» (Зах (7:5-6) «Просят они у Меня справедливых решений, хотят, чтобы Бог был ближе. „Мы постимся — а Ты и не смотришь, мы смиряем себя — а Ты и знать не желаешь?!“ Вы и в день поста творите что хотите, угнетаете работников своих. Вы поститесь — и множатся раздоры и распри, вы жестоко бьете людей кулаками. Пока вы поститесь так, не будет голос ваш услышан на небе! Разве таков пост, которого Я хочу, день, когда человек смиряет себя? Склонять голову, словно тростник, лежать на дерюге, в пыли, — вы зовете это постом, днем, что угоден Господу? Пост, которого Я хочу, таков: сними узы несправедливости с человека, с его шеи сними ярмо! Порабощенным даруй свободу, всякое ярмо уничтожь! С голодным поделись едой, бедняков бездомных к себе домой приведи. Увидишь нагого — одень его; не отворачивайся от своих родных. Тогда воссияет твой свет, как заря, и быстро наступит твое исцеление». (Ис 58:2-8) «Оденьтесь в рубище, скорбите, священники, стенайте, служители жертвенника! В рубище спите, служители моего Бога! … Пост объявите, оставьте работу. В Храме Господа, Бога вашего, соберите старцев и всех жителей страны; громко взывайте к Господу!» (Иоил 1:13-14) «Господь говорит: вернитесь ко Мне всем сердцем, поститесь, плачьте, скорбите! Не одежды — сердца разорвите, вернитесь к Господу, своему Богу: Он великодушен и милостив, терпелив и добросердечен и бедствие рад отменить… Трубите в рог на Сионе, пост объявите, работу оставьте! Соберите народ, созовите общину: стариков, детей и грудных младенцев! Пусть спальню жених покинет, и брачный покой — невеста. Меж Храмом и жертвенником пусть священники плачут; пусть взывают служители Господа: „Господи! Пощади Свой народ!“» (Иоил 2:12-13, 15-17)

В Новом Завете с обличениями постящихся лицемеров выступает Иисус Христос. «Когда поститесь, не будьте угрюмы, как святоши. Они ходят с унылыми лицами, чтобы все видели: они постятся. Верно вам говорю, они сполна получают свою награду. А ты, когда постишься, причеши волосы и умой лицо, чтобы не знали люди, что ты постишься, а знал только Отец твой, который видит все, что совершается тайно. Тогда Отец твой, который видит все, что совершается тайно, вознаградит тебя». (Мф 6:16-18) Сам Иисус однажды провел в посте сорок дней. «Иисус провел сорок дней и сорок ночей в посте…». (Мф 4:2) Но от своих учеников Он не требовал соблюдения постов. Однажды, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои ученики не постятся? Иисус сказал им: „Разве гости постятся на свадьбе у жениха? Пока жених с ними — не постятся! Но наступят дни, когда отнимут у них жениха, вот тогда, в тот день, и будут поститься“». (Мк 2:18-20; Мф 9:14-15; Лк 5:33-35) Первые христиане использовали пост для приготовления к принятию ответственных решений. «Однажды, когда они служили Господу и постились, Святой Дух сказал им: „Отдайте мне Варнаву и Савла для дела, к которому Я их призвал“. После поста и молитвы на них возложили руки и отпустили». (Деян 13:2-3) «В каждой общине они назначали старейшин, возлагая на них руки и, после молитвы и поста, поручали Господу, в которого те уверовали». (Деян 14:23)

Пост был опубликован вторник 25 февраля 2020
Религиозная организация Российское Библейское Общество
115054, г. Москва
ул. Валовая, дом 8, строение 1

Телефоны:
(495) 940-55-90 (секретарь)
(495) 940-55-80 (отдел реализации, информация о наличии книг)
(495) 940-55-94 (отдел сбора средств на благотворительные проекты)
Факс: (495) 951-60-07


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.>
От Иоанна святое благовествование 3,16