Библия о гадании и гадателях
В древнем мире гадание было главным способом познания воли божеств. Не являлся исключением и израильский народ. В книге Чисел Бог дает такое указание Моисею: «Он [Иисус Навин, преемник Моисея в качестве вождя Израиля] будет подходить к священнику Элеазару, и тот будет вопрошать для него Господа через ури́м». (Числ 27:21) Речь здесь идет о гадании с помощью жребиев урим и туммим, которые первосвященник носил в кармане нагрудника, называвшегося «нагрудник жребиев» (Исх 28:15).
В Законе Моисея содержится прямое запрещение гаданий и прорицаний будущего. «Пусть не будет среди вас ни прорицателей, ни гадателей, ни предсказателей, ни колдунов, ни заклинателей, ни тех, кто обращается к мертвецам и духам-ведунам, ни тех, кто взывает к мертвым… Народы, у которых вы отнимете землю, слушают гадателей и прорицателей, но не такое предназначил вам Господь, ваш Бог!» (Втор 18:10-11, 14) Тем не менее, гадатели и прорицатели не были в Израиле редкостью. Еще до дарования Израилю Закона узнавал Божью волю с помощью гадания один из праотцов израильского народа Иосиф. «Зачем украли у меня серебряную чашу? Ведь господин мой [т. е. Иосиф] пьет из этой чаши и гадает по ней». (Быт 44:5) «Иосиф сказал им: „Как могли вы это сделать? Неужели не знаете, что такие люди как я искусны в гадании?“» (Быт 44:15) Пытались узнавать Божью волю через гадание и многие другие израильские прорицатели и гадатели, правда, не всегда это у них получалось успешно. «Прорицатели посрамятся, опозорены будут гадатели, все они лица закроют, ведь не будет ответа от Бога». (Мих 3:7) «Знамения гадателей Я обращаю в ничто, прорицателей обвожу вокруг пальца, мудрецам наношу поражение, все их знания делаю глупостью». (Ис 44:25)
Встречались среди израильских прорицателей и гадателей и откровенные мошенники, выдававшие за Божью волю свои собственные измышления. «Не слушайте ваших пророков, гадателей, сновидцев, предсказателей и чародеев, которые говорят вам: „Вы не будете рабами царя вавилонского!“ Ибо ложь они вам вещают, чтобы вы оказались вдали от своей земли, чтобы Я изгнал вас и вы погибли». (Иер 27:9) «Так говорит Господь Воинств, Бог Израиля: пусть не обманут вас пророки и гадатели, которые среди вас, не слушайте сновидцев с их снами! Эти люди вещают вам от Моего имени ложь, Я не посылал их, — говорит Господь». (Иер 29:8) «А терафимы лгут, видения гадателей — вздор: вещают о снах пустых, обнадеживают напрасно…» (Зах 10:2)
Особое возмущение у авторов Ветхого Завета вызывают те случаи, когда израильтяне, среди которых отмечены даже цари Иудеи, занимаются гаданиями по образцам, заимствованным у языческих народов. «Они пренебрегали всеми повелениями Господа, своего Бога. Они сделали себе двух литых тельцов; поставили древо Ашеры, поклонялись всему воинству небесному, служили Ваалу. Сыновей и дочерей приносили в огненные жертвы; занимались колдовством и гаданием». (4 Цар 17:16-17) «Много у них людей с Востока, гадатели у них — как у филисти́млян…» (Ис 2:6) Царь Ахаз ставит в Иерусалимском храме «медный жертвенник… для гадания по внутренностям». (4 Цар 16:15) А его внук Манассия пошел еще дальше: «Он ворожил и гадал, вызывал мертвецов и духов-ведунов — делал много дел, ненавистных Господу, оскорблял Господа». (4 Цар 21:6; 2 Пар 33:6)
В Библии также описываются гадательные практики враждебных Израилю чужеземцев. «Ибо вот стоит царь вавилонский на распутье, собирается совершить гадание: какой дорогой идти. Трясет он стрелы, вопрошает терафимов и рассматривает печень. И правая его рука вытянула жребий, указывающий на Иерусалим: там будут стоять тараны, там раздастся команда на штурм, там будет греметь боевой клич! Возле ворот установят тараны, насыплют вал и воздвигнут осадные сооружения». (Иез 21:21-22) Одно из библейских повествований посвящено жившему в Заиорданье пророку Валааму. Этот чужеземец пытался навредить израильскому народу с помощью самого Бога Израиля, однако его попытка оказалась безуспешной. «Не сыскать против Иакова гаданья, предсказаний не сыскать против Израиля». (Числ 23:23)