СИДОН
Один из главных городов и крупнейших портов древней Финикии; совр. Сайда.
Один из знаменитейших городов Древнего мира. В гостях у сидонского царя побывал Одиссей (Од 4.618). Страбон называет Сидон древнейшим городом Финикии. По всему Средиземноморью Сидон славился своим пурпуром и стеклом. Праздничную одежду, сделанную мастерицами из Сидона, носили герои гомеровского эпоса (Ил 6.290). По свидетельству Гомера, сидоняне умели изготавливать великолепные чаши (Ил 23.743).
Сидон упоминается в угаритских и хеттских текстах. Нашествие народов моря (XII в. до н.э.) имело катастрофические последствия для множества средиземноморских государств. Но Сидон выстоял. Античная традиция считает Сидон метрополией Тира.
В родословной народов в Быт 10:15 Сидон назван первенцем Ханаана. В Быт 10:19 говорится, что Сидон был северной границей ханаанеев (ср. Нав 13:4). В Суд 1:31 сказано, что Сидон входил в «надел» племени Асира, однако израильтяне не смогли овладеть городом. Никогда Сидон не был частью Израиля. Согласно 3 Цар 11:1, царь Соломон полюбил многих чужеземных женщин, среди которых были и сидонянки. Именно из-за них, согласно Библии, израильтяне стали поклоняться языческим божествам Сидона — Астарте и Ваалу. Впоследствии жена израильского царя Ахава Иезавель, дочь сидонского царя, насаждала в Израиле культ Ваала (3 Цар 16:31; 18:4). В окрестностях Сидона в городе Сарепте жила вдова, у которой останавливался пророк Илия.
Жители Сидона были искусными мастерами, каменотесами и плотниками. Они принимали участие в строительстве Храма Соломона (3 Цар 5:6) и Храма, возведенного после Вавилонского плена (1 Езд 3:7). По признанию царя Соломона, таких умельцев в Израиле не было (3 Цар 5:6).
В конце VIII в. до н.э. Сидон попадает в вассальную зависимость от ассирийцев. Цари Сидона один за другим поднимали антиассирийские восстания, в результате чего в 677 г. до н.э. город был разрушен до основания. Возможно, именно к этому периоду относятся пророчества 23-й главы кн. Исаии. В Иер 25:22 пророк называет царя Сидона в числе тех, кому предстоит до конца испить «чашу Божьего гнева» и пасть жертвой вавилонян. Статус Сидона в эпоху вавилонского владычества неизвестен. В персидскую эпоху Сидон — крупный административный центр Персидской империи. Именно в это время устанавливаются особенно тесные торговые отношения между Сидоном и Афинами. Культура города испытывает сильнейшее греческое влияние. Персов сменяет Александр Македонский, при котором у власти сохраняется прежняя династия местных царей. Однако при Птолемеях форма правления меняется. Сидон становится республикой под управлением шофетов (судей). Затем Сидон вошел в состав Римской империи.
Сидон был родиной множества замечательных представителей эллинистической культуры — философов (Боэций Стоик, II в. до н.э.; Боэций, последователь Аристотеля, время Августа; Зенон Эпикуреец, ок. 150 г. до н.э.), поэтов (Антипатер, один из авторов «Греческой антологии»), астрологов (Доротей, I в. н.э., в арабском переводе был очень популярен среди арабских астрологов).
Согласно Мф 15:21; Мк 7:24, в окрестностях Сидона побывал Иисус. Здесь Он изгнал беса из дочери одной ханаанеянки (сирофиникиянки), см. Мф 15:28; Мк 7:26. Многие жители Сидона, прослышав о Христе, шли в соседнюю Галилею послушать Его проповеди (Мк 3:8; Лк 6:17). В Сидоне по дороге в Рим побывал апостол Павел (Деян 27:3). Здесь он имел возможность повидаться с друзьями. В библейских текстах Сидон очень часто упоминается в паре с Тиром как своего рода меризм (фигура речи) для обозначения южного побережья Финикии.
Полноценные археологические раскопки на месте древнего Сидона невозможны, поскольку здесь находится совр. ливанский город Сайда.