Закон и грех

Апостол цитирует здесь Пс 142:2, хотя и не дословно. Кроме того, он добавляет слова, которых нет в псалме: «делами Закона». Ср. Гал 2:16, где Павел цитирует тот же псалом с тем же добавлением. В словах «не оправдается перед Ним» имеется в виду последний Суд Божий, когда перед Богом предстанут все люди. Никто не сможет оправдать себя на основании собственных дел и собственных заслуг. См. Иов 9:2; 1 Енох 81:5 и др. Но что значит «дела Закона»?

Для Павла это ключевое понятие в его спорах с законниками (см. также 3:28; Гал 2:16; 3:2, 5, 10; ср. Эф 2:9). Довольно часто люди думают, что речь идет о добрых делах, исполнение которых предписывается Законом Моисея. В таком случае целью соблюдения Закона становится стремление к накоплению заслуг в глазах Бога и снисканию Его милости. Но, скорее всего, это словосочетание — синоним слова «законничество». Такова, например, точка зрения известного английского библеиста Джеймса Данна. Он утверждает, что хотя в принципе так могут быть названы все требования Закона, но чаще всего имеются в виду те, благодаря которым виднее всего различия между евреями как участниками Договора с Богом и язычниками, которым не дано Закона. Среди этих различий особенно выделяются три: обрезание, законы, касающиеся пищи, и праздники. Следовательно, дела Закона — это те внешние признаки и действия, которые указывают на принадлежность человека к той или иной религиозной системе. Это своего рода религиозные идентификационные признаки, «религиозные паспортные данные». Апостол иногда будет называть их «внешним» в отличие от «внутреннего», а также «плотью». Павел убежден, что все эти внешние признаки не приближают человека к Богу, хотя, как правило, у людей часто складывается впечатление, что если они совершают подобные действия, то они уже исполнили то, чего хочет от них Бог.

Хотя многие современные ученые разделяют точку зрения Данна, другие возражают, утверждая, что словосочетание «дела Закона» действительно означает «исполнение того, что требует Закон». В таком случае Павел, отрицая возможность спасения делами Закона, имеет в виду, во-первых, то, что ни один человек не в состоянии исполнить всегда и всюду абсолютно точно все требования Закона, так что, если бы нас судили по Закону, мы все были бы прокляты (см. Гал 3:10-13), а во-вторых, что те, кто исполняет Закон, почти неизбежно приходят к вере в свое привилегированное по отношению к другим положение, то есть к религиозному хвастовству. Иисус в Евангелии и Павел в своих письмах утверждают, что подобного рода высокомерное хвастовство перечеркивает все достижения таких людей.

Споры о том, что значат «дела Закона» не затихают до сих пор. В Павле то видят ниспровергателя и революционера, то доказывают, что Мартин Лютер и другие реформаторы исказили его взгляды, и что Павел был гораздо ближе к Закону, чем мы это предполагаем. Ученые обращают также внимание на то, что словосочетание «дела Закона» не встречается ни в Ветхом Завете, ни в позднейших раввинистических писаниях. Но оно было обнаружено в кумранских свитках, что может служить доказательством дохристианского происхождения этого словосочетания.

Есть также мнение, что Павел отвергает не только ложно понимаемое отношение к Закону как средству добиться милости у Бога, но и само понятие Закона как религиозной системы. Споры об этом велись с давних пор. Так, Отцы Церкви, представители Александрийской и Антиохийской школ экзегезы, имели по этому поводу противоположные взгляды. Александрийцы (Ориген, Климент; с ними согласны также Тертуллиан и Ириней) были уверены в том, что в христианстве отменена только ритуальная часть Закона, в то время как антиохийцы (Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестский и др.) полагали, что Павел отвергает Закон полностью, делая Святой Дух единственным руководителем и наставником человека.

Словами «никто из живущих» передается греческое словосочетание, дословно означающее: «всякая плоть», — так называется человечество в своей конечности и слабости в сравнении с Богом. Смысл слов «через Закон лишь приходит осознание греха» — достаточно труден, поэтому допустимы различные варианты понимания. Выше уже говорилось, что евреи рассматривали Закон как нечто, благодаря чему народ мог пребывать в договорных отношениях с Богом, а также как преграду, отделявшую их от греховности язычников. Закон был знаком их привилегированного положения по сравнению с язычниками. Но Павел показал, что перед Богом виновны все, и, следовательно, Закон не спасает человека, а лишь указывает ему на его грех. Считалось, что только благодаря Закону человек мог осознать, что он совершает греховный проступок. Следовательно, Закон, говоря современным языком, диагностирует болезнь, но не лечит ее.

Итак, апостол завершает первую часть письма, подводя итог и выделяя две самые важные темы: а) все люди во власти греха и ответственны перед Богом; б) у евреев нет никаких преимуществ на Суде. Но надо помнить о том, что Павел говорит не об отдельных людях, но о целых народах. Его вывод таков: поскольку все грешны и стоят на краю гибели, все нуждаются в спасении.

Религиозная организация Российское Библейское Общество
115054, г. Москва
ул. Валовая, дом 8, строение 1

Телефоны:
(495) 940-55-90 (секретарь)
(495) 940-55-80 (отдел реализации, информация о наличии книг)
(495) 940-55-94 (отдел сбора средств на благотворительные проекты)
Факс: (495) 951-60-07


Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.>
От Иоанна святое благовествование 3,16