ЭФЕС
Город, расположенный на побережье западной Анатолии у впадения р. Каистр в Эгейское море. Город был основан греческими переселенцами в конце II тыс. до н.э. (по легенде основателем был Андрокл, один из сыновей легендарного афинского царя Кодра), однако на месте, где до этого существовало более древнее поселение. Как и другие ионийские города, в VI в. до н.э. попадает под лидийский, а затем персидский контроль, получает независимость после победы греков над персами в битве при Саламине.
С 334 г. до н.э., как и все остальные малоазийские города, Эфес входит в империю Александра Македонского. После смерти Александра Эфес вместе со всей Ионией попадает под власть Лисимаха, который переносит город на северный склон горы Коресс, а также на южный и западный склоны горы Пион. Город полностью перестраивается (ок. 294 г. до н.э.). Вокруг Эфеса возводятся мощные оборонительные стены протяженностью 9 км, высотой 7 м и толщиной 3 м; остатки стен сохранились до настоящего времени. После смерти Лисимаха контроль над Эфесом принадлежал Селевкидам, Птолемеям и царям Пергама (ок. 190 г. до н.э.).
С 133 г. до н.э. Эфес находится под властью Рима с небольшим перерывом, когда его контролировал Митридат VI, поддержанный населением Эфеса. Период расцвета начинается во время принципата Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и продолжается до второй половины II в. н.э. В это время Эфес становится реальной (хотя и неофициальной) столицей провинции Азия, местом пребывания проконсула, одним из крупнейших экономических центров Римской империи и получает титул «Первая и величайшая метрополия Азии». Население Эфеса в этот период достигает 250 тыс. человек. В порядке ротации Эфес также служил местонахождением Союза Азии. С III в. начинается упадок, вызванный эпидемией чумы, землетрясениями, нападениями парфян и готов.
В Эфесе находился знаменитый храм Артемиды, построенный в VI в. до н.э., одно из семи чудес света. От него сохранилась лишь одна колонна (из 127).
Благодаря работе археологов, в Эфесе раскопаны и реконструированы остатки большого количества древних зданий, однако почти все они были построены во II в. н.э. или позднее. Незначительная часть сохранившихся сооружений существовала в новозаветное время. К ним относится, в частности, театр на 24 тыс. зрителей, в котором происходили события, описанные в Деян 19:30-41.
В Новом Завете Эфес упоминается в связи с миссионерской деятельностью апостола Павла (Деян 18–20).
Раннехристианское предание (начиная со II в.) утверждает, что Эфес был местопребыванием апостола Иоанна до его ссылки на о. Патмос.