Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
3

31Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания? 2Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии. 3Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию? 4Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано:

Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих

и победил, когда судили бы Тебя.

5Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству. 6Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир? 7Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник? 8И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, — будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо.

9Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины — все под грехом, 10как написано:

Нет праведного ни одного,

11нет разумеющего,

никто не ищет Бога;

12все сбились с пути, разом пришли в негодность;

нет творящего доброе,

нет ни одного.

13Гортань их — открытый гроб,

языками своими они обманывали.

Змеиный яд у них под губами.

14Уста их полны проклятия и горечи.

15Ноги их быстры на пролитие крови,

16разрушение и бедствие на путях их,

17и пути мира они не познали.

18Нет страха Божия пред очами их.

19Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, — 20потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон — познание греха.

21Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, 22— праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия. 23Ибо все согрешили и лишены славы Божией, 24будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе. 25Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его — при невменении прошлых грехов, 26в долготерпении Божием, — для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. 28Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона. 29Или Бог — Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, — 30если действительно Бог един, Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем.

4

41Что же, скажем, обрёл Авраам, праотец наш по плоти? 2Ибо, если Авраам был оправдан делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3Ибо что Писание говорит? Но поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность. 4Делающему не зачитывается плата по благодати, но по долгу; 5а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, зачитывается в праведность его вера, 6как и Давид называет блаженным человека, которому Бог зачитывает праведность помимо дел.

7Блаженны, чьи беззакония прощены

и чьи грехи покрыты;

8блажен муж, чьего греха Господь не зачтёт.

9Итак, ублажение это к обрезанным относится или к необрезанным? Ибо мы говорим: Аврааму вера была зачтена в праведность. 10Как же была зачтена? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11И знамение обрезания он получил, как печать праведности по вере, которую имел в необрезании, чтобы быть ему отцом всех верующих в необрезании, чтобы зачтена была им праведность, 12и отцом обрезанных для тех, которые не только имели обрезание, но и шли по стопам веры отца нашего Авраама, которую он имел в необрезании.

13Ибо не чрез Закон обещание Аврааму, или семени его, быть наследником мира, но чрез праведность по вере. 14Ибо если имеющие Закон — наследники, тщетна вера и бездейственно обещание; 15ибо Закон производит гнев; а где нет Закона, нет и преступления. 16Вследствие этого — по вере, чтобы было по благодати для обеспечения обещания всему, не только в Законе, но и по вере семени Авраама, который есть отец всем нам, 17как написано: Я поставил тебя отцом многих народов, отцом пред Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и призывающим из небытия в бытьё. 18Он, вопреки надежде, с надеждою поверил, так что стал отцом многих народов, согласно сказанному: так будет семя твое. 19И он не изнемог в вере, и посмотрел на свое тело омертвелое — будучи около ста лет от роду — и на омертвение утробы Сарры, 20но не поколебался в обещании Божием неверием, но был укреплён в вере, воздав славу Богу 21и будучи убеждён, что Он силен и исполнить то, что обещал. 22Потому и было зачтено ему в праведность. 23А что зачтено было ему, написано не ради его одного, 24но и ради нас, кому будет зачитываться: верующим в Того, Кто воздвиг из мёртвых Иисуса, Господа нашего, 25Который предан был за согрешения наши и воздвигнут для оправдания нашего.

5

51Итак, будучи оправданы по вере, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, 2чрез Которого верою и получили мы доступ к этой благодати, в которой стоим и хвалимся в надежде на славу Божию. 3И не только это, но и хвалимся скорбями, зная, что скорбь вырабатывает терпение, 4а терпение — опытность, а опытность — надежду, 5а надежда не постыжает, потому что в сердцах наших — любовь Божия, излившаяся на нас чрез Духа Святого, данного нам. 6Ибо к тому же Христос, когда мы были еще немощны, в установленное время умер за нечестивых. 7Ведь едва ли кто умрёт за праведного. Может быть, за кого-нибудь доброго кто-то и дерзает умереть. 8Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда еще мы были грешниками. 9Поэтому, оправданные теперь кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от гнева. 10Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом чрез смерть Сына Его, — тем более, примирённые, будем мы спасены в жизни Его. 11И не только это, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого мы теперь получили примирение.

12Поэтому, как чрез одного человека грех вошел в мир, и чрез грех вошла смерть, и тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили... 13Ибо до Закона грех был в мире, но грех не вменяется, если нет Закона. 14Но от Адама до Моисея смерть царствовала и над не согрешившими на подобие преступления Адама, который есть прообраз Имеющего придти.

15Но не так, как грех — дар благодати: ибо если грехом одного многие умерли, тем более благодать Божия и дар по благодати этого одного Человека, Иисуса Христа, во многих преизобиловали. 16И не так, как чрез одного согрешившего — дар: ибо суд за один грех — к осуждению, а дар благодати — от многих грехов к оправданию. 17Ибо если грехом одного смерть царствовала чрез этого одного, — тем более получающие обилие благодати и дара праведности будут царствовать в жизни чрез одного Иисуса Христа. 18Следовательно, как чрез один грех — во всех людях к осуждению, так и чрез одно дело праведное — во всех людях к оправданию жизни. 19Ибо как чрез непослушание одного человека грешными стали многие, так и чрез послушание Одного праведными станут многие. 20Закон же пришел после, чтобы умножился грех; но где умножился грех, явилась преизобильнейшая благодать, 21чтобы, как царствовал грех в смерти, так и благодать царствовала чрез праведность к жизни вечной чрез Иисуса Христа, Господа нашего.