Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
2

21Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий. 2А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной. 3И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия? 4Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия. 6Он воздаст каждому по делам его: 7жизнь вечную — ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления; 8самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде — гнев и ярость. 9Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина. 10Слава же и честь и мир — каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину. 11Ибо нет лицеприятия у Бога. 12Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены. 13Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут — 14ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон: 15они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, — 16в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа.

17Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона, 19и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме, 20наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, — 21и вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть — и крадёшь; 22говоришь не прелюбодействовать — и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов — и грабишь их храмы! 23Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога! 24Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано. 25Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты — преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием. 26Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание? 27И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании. 28Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти; 29но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца — в духе, не по букве. И похвала его — не от людей, но от Бога.

3

31Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания? 2Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии. 3Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию? 4Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано:

Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих

и победил, когда судили бы Тебя.

5Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству. 6Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир? 7Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник? 8И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, — будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо.

9Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины — все под грехом, 10как написано:

Нет праведного ни одного,

11нет разумеющего,

никто не ищет Бога;

12все сбились с пути, разом пришли в негодность;

нет творящего доброе,

нет ни одного.

13Гортань их — открытый гроб,

языками своими они обманывали.

Змеиный яд у них под губами.

14Уста их полны проклятия и горечи.

15Ноги их быстры на пролитие крови,

16разрушение и бедствие на путях их,

17и пути мира они не познали.

18Нет страха Божия пред очами их.

19Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, — 20потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон — познание греха.

21Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, 22— праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия. 23Ибо все согрешили и лишены славы Божией, 24будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе. 25Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его — при невменении прошлых грехов, 26в долготерпении Божием, — для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. 28Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона. 29Или Бог — Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, — 30если действительно Бог един, Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем.

4

41Что же, скажем, обрёл Авраам, праотец наш по плоти? 2Ибо, если Авраам был оправдан делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. 3Ибо что Писание говорит? Но поверил Авраам Богу, и это было зачтено ему в праведность. 4Делающему не зачитывается плата по благодати, но по долгу; 5а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, зачитывается в праведность его вера, 6как и Давид называет блаженным человека, которому Бог зачитывает праведность помимо дел.

7Блаженны, чьи беззакония прощены

и чьи грехи покрыты;

8блажен муж, чьего греха Господь не зачтёт.

9Итак, ублажение это к обрезанным относится или к необрезанным? Ибо мы говорим: Аврааму вера была зачтена в праведность. 10Как же была зачтена? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. 11И знамение обрезания он получил, как печать праведности по вере, которую имел в необрезании, чтобы быть ему отцом всех верующих в необрезании, чтобы зачтена была им праведность, 12и отцом обрезанных для тех, которые не только имели обрезание, но и шли по стопам веры отца нашего Авраама, которую он имел в необрезании.

13Ибо не чрез Закон обещание Аврааму, или семени его, быть наследником мира, но чрез праведность по вере. 14Ибо если имеющие Закон — наследники, тщетна вера и бездейственно обещание; 15ибо Закон производит гнев; а где нет Закона, нет и преступления. 16Вследствие этого — по вере, чтобы было по благодати для обеспечения обещания всему, не только в Законе, но и по вере семени Авраама, который есть отец всем нам, 17как написано: Я поставил тебя отцом многих народов, отцом пред Богом, Которому он поверил, животворящим мёртвых и призывающим из небытия в бытьё. 18Он, вопреки надежде, с надеждою поверил, так что стал отцом многих народов, согласно сказанному: так будет семя твое. 19И он не изнемог в вере, и посмотрел на свое тело омертвелое — будучи около ста лет от роду — и на омертвение утробы Сарры, 20но не поколебался в обещании Божием неверием, но был укреплён в вере, воздав славу Богу 21и будучи убеждён, что Он силен и исполнить то, что обещал. 22Потому и было зачтено ему в праведность. 23А что зачтено было ему, написано не ради его одного, 24но и ради нас, кому будет зачитываться: верующим в Того, Кто воздвиг из мёртвых Иисуса, Господа нашего, 25Который предан был за согрешения наши и воздвигнут для оправдания нашего.