Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
1

11Павел, раб Христа Иисуса, призванный апостол, избранный для Евангелия Божия, 2которое Он прежде обещал чрез Своих пророков в Святых Писаниях: 3о Сыне Своем, родившемся от семени Давидова по плоти, 4поставленном Сыном Божиим в силе, по духу святости, в воскресении из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем, 5чрез Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры ради имени Его во всех языческих народах, 6к которым принадлежите и вы, званые Иисуса Христа, 7всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, — благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

8Прежде всего благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всём мире. 9Ибо свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в Евангелии Сына Его, как я непрестанно вспоминаю вас, 10всегда в молитвах моих прося, чтобы волею Божией был наконец управлен мой путь к вам. 11Ибо я жажду увидеть вас, чтобы уделить вам некоторое дарование духовное для утверждения вашего, 12то есть утешиться, вместе с вами, общей верою, вашею и моею. 13Я не хочу, чтобы вы оставались в неведении, братья, что я много раз намеревался придти к вам — но я встречал препятствия до сих пор, — чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих языческих народов. 14Должник я как Еллинам, так и варварам, как мудрым, так и несмысленным. 15Таким образом, что касается меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.

16Ибо я не стыжусь Евангелия, потому что оно есть сила Божия ко спасению каждому верующему: как Иудею, первому, так и Еллину. 17Ибо праведность Божия в нем открывается от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

18Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду людей, держащих истину в плену у неправды, 19так как то, что можно знать о Боге, явно для них, ибо Бог им явил. 20Ибо то, что незримо в Нем, созерцается от создания мира чрез размышление над творениями: и вечная Его сила и Божество, так что нет у них извинения, 21потому что познав Бога, они Его, как Бога, не прославили и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. 22Называя себя мудрыми, они обезумели 23и изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, и птиц, и четвероногих и пресмыкающихся.

24Поэтому предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они бесчестили свои тела: 25они заменили истину Божию ложью и поклоняются и служат твари, вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь. 26Поэтому предал их Бог страстям бесчестным: ибо и женщины их заменили естественные сношения противоестественными; 27подобным же образом и мужчины, оставив естественные сношения с женщиной, разгораются в вожделении своем друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. 28И поскольку они не рассудили иметь познание Бога, предал их Бог безрассудному уму делать недолжное: 29исполнены они всякой неправды, лукавства, любостяжания, злобы; полны зависти, убийства, ссор, коварства, злонравия, наговоров; 30они клеветники, богоненавистники, обидчики, высокомерны, хвастливы, изобретательны на зло, родителям непокорны, 31несмысленны, вероломны, нелюбовны, немилосердны. 32Они, познав суд Божий, что делающие таковое достойны смерти, не только то творят, но и делающих одобряют.

2

21Поэтому нет у тебя извинения, о человек судящий, кто бы ты ни был, ибо, судя другого, ты себя осуждаешь; ибо делаешь то же самое ты, судящий. 2А мы знаем, что суд Божий на делающих таковое согласен с истиной. 3И ты на то рассчитываешь, о человек, который судишь делающих таковое и сам то же творишь, что ты избежишь суда Божия? 4Или ты пренебрегаешь богатством благости Его и незлобием и долготерпением, не зная, что благость Божия ведет тебя к покаянию? 5Но по ожесточению твоему и нераскаянному сердцу ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия. 6Он воздаст каждому по делам его: 7жизнь вечную — ищущим, с постоянством в делании добра, славы и чести и нетления; 8самовольным же и непослушным истине, но покоряющимся неправде — гнев и ярость. 9Скорбь и теснота на душу каждого человека, делающего злое: как Иудея, первого, так и Еллина. 10Слава же и честь и мир — каждому делающему доброе: как Иудею, первому, так и Еллину. 11Ибо нет лицеприятия у Бога. 12Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены. 13Ибо не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона оправданы будут — 14ибо, когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, они, не имея Закона, сами себе закон: 15они показывают, что дело Закона написано в сердцах их: о том же свидетельствуют их совесть и мысли, друг друга обвиняя, а то и защищая, — 16в тот день, когда будет судить Бог сокровенное людей по Евангелию моему чрез Иисуса Христа.

17Если же ты именуешься Иудеем и полагаешься на Закон, и хвалишься Богом, 18и знаешь волю Его и различаешь превосходнейшее, научаясь из Закона, 19и уверен, что ты путеводитель слепых, свет для ходящих во тьме, 20наставник неразумных, учитель младенцев, имеющий выражение знания и истины в Законе, — 21и вот ты, который учишь другого, себя самого не учишь: проповедуешь не красть — и крадёшь; 22говоришь не прелюбодействовать — и прелюбодействуешь; гнушаешься идолов — и грабишь их храмы! 23Ты, который хвалишься Законом, преступлением Закона бесчестишь Бога! 24Ибо имя Божие из-за вас в поношении между язычниками, как написано. 25Ибо и обрезание приносит пользу, если ты исполняешь Закон: если же ты — преступник Закона, обрезание твое стало необрезанием. 26Поэтому, если необрезанный исполняет предписания Закона, необрезание его не вменится ли в обрезание? 27И необрезанный по естеству, исполняющий Закон, осудит тебя, преступника Закона при Писании и обрезании. 28Ибо Иудей не тот, кто по виду Иудей, и обрезание не то, что видимо на плоти; 29но тот Иудей, кто в сокровенности Иудей, и обрезание сердца — в духе, не по букве. И похвала его — не от людей, но от Бога.

3

31Итак, в чём же преимущество Иудея, или какая польза от обрезания? 2Великое преимущество во всех отношениях, и прежде всего в том, что им вверены слова Божии. 3Ибо что же? Если некоторые неверны были, неверность их упразднит ли верность Божию? 4Отнюдь нет. Но Бог да будет истинен, всякий же человек лжец, как написано:

Чтобы Ты оправдан был в словах Твоих

и победил, когда судили бы Тебя.

5Если же неправда наша являет Божию праведность, что скажем: неужели неправеден Бог, наводящий Свой гнев? Я говорю по человечеству. 6Отнюдь нет. Как же тогда будет Бог судить мир? 7Но если моей ложью истина Божия преизобиловала во славу Его, за что же я еще судим, как грешник? 8И как злословят нас, и как некоторые утверждают, что мы это говорим, — будем делать зло, чтобы вышло добро. Этих осуждение справедливо.

9Итак, что же? Имеем ли мы превосходство? Нет, не имеем. Ибо мы уже произнесли суд, что, как Иудеи, так и Еллины — все под грехом, 10как написано:

Нет праведного ни одного,

11нет разумеющего,

никто не ищет Бога;

12все сбились с пути, разом пришли в негодность;

нет творящего доброе,

нет ни одного.

13Гортань их — открытый гроб,

языками своими они обманывали.

Змеиный яд у них под губами.

14Уста их полны проклятия и горечи.

15Ноги их быстры на пролитие крови,

16разрушение и бедствие на путях их,

17и пути мира они не познали.

18Нет страха Божия пред очами их.

19Но мы знаем, что то, что Закон говорит, он говорит к находящимся под Законом, так чтобы всякие уста были заграждены и весь мир стал виновен пред Богом, — 20потому что делами Закона не будет оправдана пред Ним никакая плоть: ибо чрез Закон — познание греха.

21Но теперь, помимо Закона, явлена праведность Божия, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, 22— праведность Божия чрез веру в Иисуса Христа для всех верующих; ибо нет различия. 23Ибо все согрешили и лишены славы Божией, 24будучи оправдываемы даром, по Его благодати, чрез искупление, которое во Христе Иисусе. 25Его поставил Бог в умилостивление кровью Его чрез веру к показанию праведности Его — при невменении прошлых грехов, 26в долготерпении Божием, — для показания праведности Его в настоящее время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

27Итак, где же похвала? Исключена раз навсегда. Каким законом? Законом дел? Нет, но законом веры. 28Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, помимо дел Закона. 29Или Бог — Иудеев только? Не Он ли и язычников? Да, и язычников, — 30если действительно Бог един, Он, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31Итак, упраздняем ли мы Закон верою? Отнюдь нет, но Закон утверждаем.