Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
8

81В том же, о чем говорится, главное есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел по правую сторону престола Величества на небесах, 2как служитель святилища и скинии истинной, которую поставил Господь, а не человек. 3Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; поэтому нужно, чтобы и у Него было, что принести. 4Итак, если бы Он был на земле, Он не был бы и священником, потому что есть приносящие дары по Закону, 5которые служат отображению и тени небесного согласно тому, как было указано Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, говорит Бог, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе. 6Теперь же Он получил тем отличнейшее служение, чем лучшего Он посредник завета, который узаконен на лучших обещаниях.

7Ибо, если бы тот первый завет был безукоризнен, не искали бы места другому. 8Ибо, укоряя тех, Он говорит:

Вот приходят дни, говорит Господь,

и заключу с домом Израиля

и с домом Иуды завет новый:

9не как тот завет, который Я заключил с отцами их

в тот день, когда Я взял их за руку,

чтобы вывести их из земли Египетской,

потому что они не пребыли в завете Моем,

и Я пренебрёг ими, говорит Господь.

10Ибо это завет, который я заключу с домом Израиля,

после дней тех, говорит Господь,

вложу законы Мои в мысли их,

и на сердцах их напишу их,

и буду им Богом,

и они будут Моим народом.

11И не будет учить каждый соплеменника своего,

и каждый брата своего, говоря: познай Господа,

потому что все будут знать Меня

от мала до велика среди них;

12потому что Я буду милостив к неправдам их

и грехов их не вспомню более.

13Говоря «новый», Он показал ветхость первого: а ветшающее и стареющее близко к исчезновению.

9

91Итак и первый завет имел постановления о богослужении, и святилище принадлежащее к этому миру. 2Ибо устроена была скиния первая, в которой были и светильник, и стол, и хлебы предложения: она называется «Святое». 3А за второй завесой скиния, называемая «Святое Святых», 4имеющая золотой кадильный жертвенник и ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом, и в нем сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище, о чём не время говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, 7но во вторую — один раз в год только первосвященник не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа. 8Этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока существует первая скиния. 9Она есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу: 10это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями, наложенные до времени исправления.

11Христос же, придя, как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, 12и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, — вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. 13Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением осквернённых освящает к чистоте плоти, — 14тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому.

15И поэтому Он есть посредник Нового Завета, чтобы после смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных при первом завете, призванные получили обещанное вечное наследие. 16Ибо, где завещание, там необходимо установление смерти завещателя. 17Завещание ведь действительно при наличии мёртвых, потому что оно никогда не имеет силы, пока жив завещатель. 18Потому и первый завет не утверждён без крови. 19И действительно, когда Моисей огласил по Закону каждую заповедь всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью багряной и иссопом, окропил, как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. 21И окропил также кровью скинию и все сосуды богослужебные. 22И по Закону почти всё освящается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное — жертвами лучшими. 24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, отображение истинного, но в самое небо, чтобы теперь предстать за нас пред лицом Божиим; 25не для того, чтобы многократно приносить Себя, подобно как первосвященник входит ежегодно с кровью чужой: 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Теперь же, в конце веков, Он явился один раз для устранения греха жертвою Своею. 27И, как положено людям один раз умереть, а после этого — суд, — 28так и Христос, будучи принесён один раз, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его ко спасению.

10

101Ибо Закон, имея тень будущих благ, не самый образ вещей, никогда не может одними и теми же жертвами, которые из года в год постоянно приносятся, сделать приступающих совершенными. 2Иначе, разве не перестали бы их приносить, потому что совершающие это служение, будучи раз навсегда очищены, не имели бы уже никакого сознания грехов? 3Но этими жертвами напоминается о грехах из года в год. 4Ибо невозможно, чтобы кровь быков и тельцов уничтожала грехи.

5Поэтому Христос, входя в мир, говорит:

Жертвы и приношения Ты не восхотел,

но тело уготовил Мне;

6всесожжения и жертвы за грех

не были Тебе благоугодны.

7Тогда Я сказал:

вот, Я пришел, —

в книжном списке написано о Мне —

чтобы исполнить, Боже, волю Твою.

8Говоря сперва: жертв и приношений и всесожжений и жертвы за грех Ты не восхотел и Тебе они не были благоугодны (те, что по Закону приносятся), — 9Он затем прибавил: вот, Я пришел, чтобы исполнить волю Твою. Он отменяет первое, чтобы установить второе. 10По этой-то воле мы освящены принесением тела Иисуса Христа раз навсегда.

11И, тогда как каждый священник изо дня в день стоит, служа и принося много раз одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов, — 12Он, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел по правую сторону Бога, 13ожидая затем, пока не будут положены враги Его в подножие ног Его. 14Ибо Он одним приношением сделал навсегда совершенными освящаемых.

15Свидетельствует же нам и Дух Святой; ибо после того, как Он сказал:

16Это завет, который Я заключу с ними,

после дней тех, говорит Господь;

вложу законы Мои в сердца их,

и в мыслях их напишу их, (Он говорит:)

17и грехов их и беззаконий их

не вспомню более.

18А там, где отпущение грехов, нет уже и приношения за грех.

19Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, 20путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21и имея Священника великого над домом Божиим, — 22будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. 23Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; 24и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, 25не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День.

26Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, — то не остается уже жертвы за грех, 27но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; 29насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив её как святыню и оскорбив Духа Святого. 30Ибо мы знаем Того, Кто сказал:

Мне отмщение, Я воздам;

и еще:

будет судить Господь народ Свой.

31Страшно впасть в руки Бога Живого!

32Вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, 33то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: 34ибо вы и узникам сострадали и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. 35Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. 36Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.

37Ибо еще немного, очень немного,

Грядущий придет и не замедлит.

38Но праведный Мой верою жив будет,

и, если отступит,

не благоволит душа Моя к нему.

39Мы же не люди отступления к погибели, но люди веры к приобретению души.