Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
5

51Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить незнающим и заблудшим, потому что и сам обложен немощью, 3по причине которой он и должен, как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4И человек не сам усваивает себе эту честь, но призываемый Богом так, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но Сказавший к Нему:

Ты — Сын Мой,

Я сегодня родил Тебя;

6как и в другом месте Он говорит:

Ты — Священник вовек

по чину Мелхиседека.

7Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Свое благоговение, 8хотя и Сын, страданиями научился послушанию, 9и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10от Бога провозглашённый Первосвященником по чину Мелхиседека.

11Об этом надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, так как вы стали туги к слышанию. 12Ибо, хотя вы и должны быть, судя по времени, учителями, вы снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и вам нужно стало молоко, а не твёрдая пища. 13Ибо всякий, питаемый молоком, неиспытан в слове праведности, потому что он младенец. 14Для совершенных же имеется твердая пища: их чувства навыком приучены к различению как добра, так и зла.

6

61Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. 3И мы это сделаем, если только позволит Бог. 4Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого 5и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, 6и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор. 7Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих её, получает благословение от Бога, 8а производящая тернии и репейник — негодна и близка к проклятию, и конец её — сожжение.

9Но, хотя мы так и говорим, возлюбленные, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению. 10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды, 12чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания.

13Ибо Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, 14говоря: истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя. 15И так долготерпением Авраам достиг обещания. 16Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. 17Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, 18чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, 19которая для души есть словно якорь, и надёжный, и твёрдый, и проникающий внутрь за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека.

7

71Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его, 2которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих. 5А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, — 6тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание. 7А совершенно бесспорно, меньшее благословляется большим. 8И здесь десятину берут смертные люди, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив. 9И можно сказать, что и Левий, взимающий десятину, чрез посредство Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек.

11Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство — ибо оно является основанием Закона для народа, — какая была бы еще нужда восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона ему именоваться? 12Ибо с переменой священства необходима бывает и перемена Закона. 13Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не служил жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священников. 15И это еще яснее видно, если по подобию Мелхиседека восстает священник иной, 16который стал им не по Закону заповеди плотяной, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано:

Ты Священник вовек

по чину Мелхиседека.

18Ибо происходит и отмена прежней заповеди, вследствие её немощи и бесполезности — 19ибо Закон ничего не довёл до совершенства, — и введение новой надежды, чрез которую мы приближаемся к Богу.

20И поскольку не без клятвы — ибо те стали священниками без клятвы, 21а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему:

клялся Господь

и не раскается:

Ты Священник вовек, —

22постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус. 23И тех священников было много, потому что смерть мешала им пребывать. 24Он же, как пребывающий вовек, имеет священство непереходящее. 25Поэтому Он и может всесовершенно спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся Себя Самого. 28Ибо Закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного.