Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
2

21Поэтому мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением. 2Ибо если сказанное чрез ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, 3как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него, 4что Бог и засвидетельствовал знамениями и чудесами и различными силами и раздаяниями Духа Святого по Своей воле?

5Ибо не ангелам подчинил Он будущую вселенную, о которой мы говорим. 6Но где-то некто засвидетельствовал, говоря:

Что есть человек, что Ты помнишь его,

или сын человека, что Ты посещаешь его?

7Умалил Ты его ненадолго пред ангелами,

славой и честью увенчал его,

8всё подчинил под ноги его.

Ибо тем, что Он подчинил ему всё, Он ничего не оставил неподчинённым ему. Теперь же мы еще не видим, чтобы ему всё было подчинено. 9Но Того, Кто был ненадолго умалён пред ангелами, Иисуса, мы видим увенчанным славой и честью чрез претерпение смерти, так что по благодати Божией за каждого Он вкусил смерть.

10Ибо подобало Ему, чтобы Он, для Которого всё, и чрез Которого всё, многих сынов приводя в славу, Начальника их спасения совершил чрез страдания. 11Ибо и Освящающий и освящаемые, все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, 12говоря:

Возвещу имя Твое братьям Моим;

посреди собрания воспою Тебя.

13И еще:

Я буду уповать на Него.

И еще:

Вот Я и дети, которых Мне дал Бог.

14Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, 15и освободить всех тех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству. 16Ибо, несомненно, Он не ангелов воспринял, но семя Авраамово воспринял Он. 17Поэтому Он должен был во всём быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. 18Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может помочь искушаемым.

3

31Поэтому, братья святые, общники небесного звания, воззрите на Посланца и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса, 2Который верен Поставившему Его, как и Моисей, во всём доме Его. 3Ибо Он был удостоен большей славы по сравнению с Моисеем, поскольку построивший дом имеет большую честь, чем сам дом. 4Ибо всякий дом имеет строителя, а строитель всего — Бог. 5Ибо если Моисей верен во всем доме Его, как служитель для свидетельства о том, что должно было быть сказано, 6то Христос, как Сын — над домом Его. И дом Его — мы, если сохраним твёрдыми до конца дерзновение и похвалу надежды.

7Поэтому, как говорит Дух Святой:

Сегодня, если услышите голос Его,

8не ожесточите сердец ваших, как при возмущении

в день искушения в пустыне,

9где искусили Меня отцы ваши, подвергнув испытанию,

и видели дела Мои 10сорок лет.

Поэтому Я вознегодовал на этот род

и сказал: всегда они заблуждаются сердцем;

и они не познали путей Моих.

11И так Я поклялся в гневе Моем:

не войдут они в покой Мой.

12Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверующего и не отступил он от Бога Живого, 13но увещайте друг друга каждый день до тех пор, пока говорится «сегодня», чтобы не был ожесточён кто из вас обольщением греха. 14Ибо мы сделались общниками Христа, если только основу нашей уверенности мы сохраним твёрдой до конца, 15по сказанному:

Сегодня, если услышите голос Его,

не ожесточите сердец ваших, как при возмущении.

16Ибо кто, услышав, возмутились? Не все ли вышедшие из Египта благодаря Моисею? 17На кого негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? 18Кому поклялся Он, что не войдут в покой Его, как не оказавшим непокорность? 19И мы видим, что не могли они войти из-за неверия.

4

41Итак будем опасаться, пока еще остается обещание войти в покой Его, чтобы не подумал кто из вас, что он опоздал. 2Ибо Евангелие нам было проповедано, как и им; но не пошло им на пользу слово слышанное, не соединившееся с верою у слышавших. 3Ибо входим в покой мы, уверовавшие, как Он сказал:

Я поклялся в гневе Моем:

не войдут они в покой Мой,

хотя дела Его были совершены от основания мира. 4Ибо где-то сказал Он о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих; 5и там же еще: не войдут они в покой Мой. 6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде было проповедано Евангелие, не вошли за непокорность, — 7Он снова определяет некий день: «сегодня», говоря чрез Давида после столь долгого времени, как выше сказано:

Сегодня, если услышите голос Его,

не ожесточите сердец ваших.

8Ибо, если бы Иисус Навин даровал им покой, Бог не продолжал бы говорить о другом дне после этого. 9Значит, остается субботство для народа Божия. 10Ибо вошедший в покой Его и сам почил от дел своих, как Бог — от Своих. 11Итак постараемся войти в покой этот, чтобы кто не пал, последовав тому же примеру непокорности.

12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные. 13И нет твари скрытой пред Ним, но всё обнажено и открыто пред глазами Его. Ему дадим отчет.

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания. 15Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха. 16Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.