Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
2

21Затем, по истечении четырнадцати лет, я снова пошел в Иерусалим вместе с Варнавой, взяв с собой и Тита; 2пошел же по откровению и изложил им и отдельно тем, которые были почитаемы, то Евангелие, которое я проповедую среди язычников: не бегу или не бежал ли я впустую. 3Но и Тит, бывший со мною, хотя и Еллин, не был принужден к обрезанию: 4а из-за вкравшихся лжебратьев, которые проникли выследить нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработить: 5им мы не уступили и не подчинились ни на час, чтобы истина Евангелия сохранилась у вас. 6Со стороны же тех, которые почитались кем-то, — кем бы когда они ни были, мне совсем неважно: на лицо человека Бог не смотрит — так вот почитаемые не наложили на меня ничего более. 7Но, наоборот, увидев, что мне вверено Евангелие для необрезанных, как Петру для обрезанных, 8— ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, — 9и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, которые были почитаемы столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным; 10только бы мы помнили о нищих: это именно я и постарался исполнить.

11Когда же пришел Кифа в Антиохию, я противостал ему самолично, потому что он был виноват. 12Ибо до прибытия некоторых от Иакова он ел вместе с язычниками; а когда те пришли, начал уклоняться и сторониться, опасаясь тех, которые были из обрезанных; 13и вместе с ним предались лицемерию и прочие Иудеи, так что и Варнава дал себя увлечь их лицемерием. 14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангелия, я сказал Кифе в присутствии всех: если ты, будучи Иудей, живешь по-язычески, а не по-иудейски, как же ты язычников принуждаешь иудействовать?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, — и мы во Христа Иисуса уверовали, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, — значит Христос есть служитель греха? Отнюдь нет. 18Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником. 19Ибо я чрез Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят со Христом. 20И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21Не отвергаю я благодати Божией; ибо, если чрез Закон — оправдание, — значит Христос напрасно умер.

3

31О несмысленные Галаты, кто вас заворожил, вас, у которых пред глазами Иисус Христос изображен был распятым? 2Одно это хочу узнать у вас: делами ли Закона вы получили Духа или от проповеди веры? 3Настолько ли вы несмысленны? Начав Духом, вы теперь завершаете плотью? 4Напрасно ли вы столько испытали? Если бы это было действительно напрасно! 5Итак Подающий вам Духа и Совершающий среди вас чудеса, делами ли Закона это совершает или от проповеди веры? 6Так Авраам поверил Богу, и это зачтено было ему в праведность.

7Итак знайте, что те, которые от веры, они — сыны Авраама. 8И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее благовестило Аврааму: благословятся в тебе все народы. 9Так что те, которые от веры, благословляются с верным Авраамом. 10А все, которые от дел Закона, находятся под проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить. 11А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет. 12Закон же не от веры, но исполнивший его жив будет им. 13Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, 14чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру.

15Братья, я говорю по человечеству: завещания, правильно составленного, хотя и человеческого, никто не отменяет и не дополняет. 16Но Аврааму изречены были обещания и семени его. Не говорит Он: и семенам, как о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. 17Но то я говорю: завета, установленного Богом прежде, Закон, пришедший четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы так, чтобы упразднено было обещание. 18Ибо, если от Закона наследование, то уже не по обещанию: но Аврааму Бог даровал благодать чрез обещание. 19Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника. 20Но посредник при одном не бывает, а Бог — один.

21Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, — праведность была бы действительно от Закона; 22но Писание заключило всё под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим.

23А прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, 24так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; 25а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя.

26Ибо все вы чрез веру — сыны Божии во Христе Иисусе. 27Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа. 28Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы — одно во Христе Иисусе. 29Если же вы Христовы, значит вы — семя Авраамово, по обещанию наследники.

4

41Но говорю: наследник, пока он младенец, ничем не отличается от раба, хотя он и господин всего, 2но находится под опекунами и домоправителями до срока, предназначенного отцом. 3Так и мы, когда были младенцами, были в рабстве у стихий мира. 4Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего, родившегося от женщины, родившегося под Законом, 5чтобы искупить подзаконных, чтобы нам получить усыновление. 6А так как вы — сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, Духа взывающего: Авва, Отче! 7Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога.

8Но тогда, не зная Бога, вы были в рабстве у тех, которые по природе не боги. 9Теперь же, познав Бога, а более того, будучи познаны Богом, как возвращаетесь вы снова к немощным и бедным стихиям, которым опять и снова хотите отдаться в рабство? 10Дни вы соблюдаете, и месяцы, и времена и годы. 11Боюсь за вас, как бы не напрасно я положил для вас столько труда.

12Будьте как я, братья, потому что и я, как вы, прошу вас; вы меня ничем не обидели. 13Вы знаете, что я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз; 14и искусительное для вас в плоти моей вы не оттолкнули с презрением и отвращением, но как ангела Божия приняли меня, как Христа Иисуса. 15Где же тогдашнее блаженство ваше? Ибо я свидетельствую вам, что, если бы возможно было, вы вырвали бы глаза свои и дали бы мне. 16Итак сделался ли я вашим врагом, говоря вам истину? 17Те ревнуют о вас недобро, но хотят вас отторгнуть, чтобы вы о них ревновали. 18Хорошо всегда быть предметом доброй ревности, а не только тогда, когда я нахожусь у вас. 19Дети мои, которых я снова в муках рождаю, пока не будет изображен Христос в вас! 20Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.

21Скажите мне вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона? 22Ибо написано, что у Авраама было два сына: один от рабы и один от свободной. 23Но тот, который от рабы, рожден по плоти, а тот, который от свободной, — по обещанию. 24В этом есть иносказание: ибо это два завета, один от горы Синая, в рабство рождающий, который есть Агарь. 25Агарь же есть гора Синай в Аравии; и соответствует она нынешнему Иерусалиму, ибо он в рабстве с детьми своими. 26А вышний Иерусалим свободен, он, который нам мать; 27ибо написано:

Возвеселись, неплодная, которая не рождает,

возликуй и воскликни, не страдающая родами;

ибо больше детей у оставленной, чем у имеющей мужа.

28Вы же, братья, — дети обещания по Исааку. 29Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по Духу, так и теперь. 30Но что говорит Писание? Изгони рабу и сына её; ибо не наследует сын рабы вместе с сыном свободной. 31Поэтому, братья, мы дети не рабы, но свободной.