Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
6

61Как смеет кто у вас, имея тяжбу с другим, судиться у неправедных, а не у святых? 2Или вы не знаете, что святые будут судить мир? И если вами судится мир, неужели вы недостойны выносить суд в делах гораздо меньших? 3Не знаете ли вы, что мы будем судить ангелов? Не тем ли более дела житейские? 4Итак, если вы судитесь по делам житейским, то непризнаваемых церковью — вот кого вы садите судьями. 5К стыду вашему говорю. Значит нет среди вас ни одного мудрого, который мог бы рассудить между братьями своими. 6Но брат с братом судится, и притом у неверных. 7Во всяком случае, уже то — поражение для вас, что вы имеете судебные дела между собою. Почему не предпочитаете вы терпеть обиду? Почему не предпочитаете вы, чтобы вас обирали? 8Но вы обижаете и обираете, и притом братьев. 9Или вы не знаете, что неправедные Божьего Царства не наследуют? Не заблуждайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни рукоблудники, ни мужеложники, 10ни воры, ни любостяжатели, ни пьяницы, ни хулители, ни грабители — Царства Божия не наследуют. 11И такими были некоторые из вас; но омылись, но были освящены, но были оправданы именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

12Всё мне позволено, но не всё на пользу. Всё мне позволено, но ничто да не обладает мною. 13Пища для чрева и чрево для пищи. А Бог и то и другое упразднит. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. 14А Бог и Господа воздвиг и нас воздвигнет силой Своей. 15Разве вы не знаете, что тела ваши — члены Христовы. Итак, взяв члены у Христа, сделаю ли их членами блудницы? Отнюдь нет. 16Или вы не знаете, что прилепляющийся к блуднице — с нею одно тело? Ибо сказано: будут двое плотью единою. 17А прилепляющийся к Господу — один с Ним дух. 18Бегайте блуда. Всякий грех, какой ни сотворит человек, — вне тела: а совершающий блуд, грешит против собственного тела. 19Или вы не знаете, что тело ваше есть храм Святого Духа, Который в вас, Которого вы имеете от Бога, и что вы себе не принадлежите? 20Ибо вы были куплены дорого. Прославьте же Бога в теле вашем.

7

71Что же касается того, о чем вы мне написали, то хорошо человеку не прикасаться к женщине. 2Но, во избежание блуда, каждый пусть имеет свою жену, и каждая пусть имеет своего мужа. 3Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. 4Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. 5Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше. 6Но это я говорю по снисхождению, не как повеление. 7А я хочу, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8Я же говорю безбрачным и вдовам: хорошо им, если пребудут как и я. 9Но если они не могут воздерживаться, пусть женятся; ибо лучше жениться, чем разжигаться. 10А женатым повелеваю не я, но Господь: жене с мужем не разлучаться, 11— если же разлучится, пусть остается безбрачной или примирится с мужем, — а мужу жены не отпускать. 12Прочим же говорю я, не Господь: если какой брат жену имеет неверующую и она согласна жить с ним, пусть не отпускает её. 13И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, пусть не отпускает мужа. 14Ибо освящён муж неверующий женой, и освящена жена неверующая братом, потому что иначе дети ваши были бы нечисты, в действительности же они святы. 15Если же неверующий хочет разлучаться, пусть разлучается; не связан брат или сестра при таких обстоятельствах. К миру призвал нас Бог. 16Ибо почему ты знаешь, жена, что спасёшь мужа, или почему ты знаешь, муж, что спасёшь жену?

17Пусть каждый не поступает иначе, как уделил ему Господь, каждый как призвал его Бог. Так я и предписываю во всех церквах. 18Призван был кто обрезанным, пусть не устраняет следов обрезания; призван кто необрезанным, пусть не обрезывается. 19Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, но соблюдение заповедей Божиих. 20Каждый в состоянии, в каком призван, в том пусть и пребывает. 21Рабом ли ты призван, — не беспокойся, но если и можешь сделаться свободным, лучше воспользуйся. 22Ибо раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господа; подобно и призванный свободным есть раб Христов. 23Вы дорого куплены: не делайтесь рабами людей. 24В каком состоянии кто призван, братья, в том пусть каждый пребывает пред Богом.

25Что же касается дев, то повеления Господня я не имею, но подаю мнение, как получивший от Господа милость быть верным. 26Итак, вот что полагаю хорошим по настоящей нужде: хорошо человеку быть так. 27Связан ли ты с женой, не ищи расторжения; свободен ли ты от жены — не ищи жены. 28Но если и женишься, не согрешишь; и если выйдет замуж дева, не согрешит. Но скорби по плоти будут они иметь, а я оберегаю вас. 29Но вот, что я говорю, братья: время коротко, впредь пусть и имеющие жен будут, как не имеющие, 30и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не владеющие, 31и пользующиеся миром, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего. 32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женившийся заботится о мирском, как угодить жене; 34и он разделён. И женщина незамужняя и дева заботится о Господнем, чтобы быть святой и телом и духом; а вышедшая замуж заботится о мирском, как угодить мужу. 35Это я говорю для вашей же пользы, не для того, чтобы накинуть на вас петлю, но ради благоприличия и с тем, чтобы вы неотступно пребывали с Господом.

36Если же кто почитает неприличным для своей девы, чтобы она перешла возраст, — а тому должно быть, — пусть делает то, что он хочет: он не грешит; пусть они женятся. 37Но кто непоколебимо твёрд в своем сердце, не имея нужды, и властен над своим желанием, и рассудил в сердце своем блюсти свою деву, — тот хорошо поступит. 38Поэтому, кто женится на своей деве, хорошо поступает, а кто не женится, лучше поступит.

39Жена связана, доколе жив муж её. Если же умрёт муж, она свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе. 40Но она блаженнее, если пребудет так, согласно моему мнению. А думаю, что имею и я Духа Божия.

8

81Что же касается идоложертвенного, то нам известно, что все мы имеем знание. Знание надмевает, а любовь назидает. 2Если кто думает, что нечто познал и знает, он еще не познал так, как следует познать. 3Но, если кто любит Бога, тот познан Им. 4Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что нет идола в мире, и что нет Бога, кроме Единого. 5Допустим даже, что есть так называемые боги будь то на небе, будь то на земле — словно есть много «богов» и много «господ», — 6но у нас Один Бог, Отец, из Которого всё, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё, и мы чрез Него.

7Но знание это не у всех: некоторые по закоренелой привычке к идолу едят эту пищу, как идоложертвенное, и совесть их, будучи немощной, оскверняется. 8Но пища нас не поставит ближе к Богу: не едим ли мы, недостатка не терпим; едим ли, ничего не пребудет. 9Смотрите же, как бы ваше это право не стало преткновением для немощных. 10Ибо если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не будет ли расположена к вкушению идоложертвенного? 11Вот и гибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. 12А согрешая таким образом против братьев и нанося удар их немощной совести, вы грешите против Христа. 13Поэтому если пища вводит брата моего в соблазн, ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить.