Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
9

91Разве я не свободен? Разве я не апостол? Разве Иисуса, Господа нашего, я не увидел? Разве вы — не мое дело в Господе? 2Если для других я не апостол, то по крайней мере для вас я — апостол: ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

3Вот моя защита против тех, которые меня судят. 4Не имеем ли мы права есть и пить? 5Не имеем ли мы права водить с собой сестру жену, как и прочие апостолы и братья Господни и Кифа? 6Или один я и Варнава не имеем права не работать? 7Кто когда служит воином на собственном содержании? Кто насаждает виноградник и плода от него не ест? Или кто пасёт стадо и от молока стада не ест? 8По человечеству ли я это говорю? Не говорит ли этого и Закон? 9Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли заботится Бог? 10Или, конечно, для нас говорит? Для нас ведь это было написано, так как пашущий должен пахать с надеждой, и молотящий — с надеждой иметь свою долю. 11Если мы посеяли вам духовное, большое ли дело, если мы пожнём у вас вещественное? 12Если другие имеют у вас право, не тем ли более мы?

Но мы не воспользовались этим правом, но всё терпим, чтобы не было от нас никакой помехи Евангелию Христову. 13Разве вы не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что приставленные к жертвеннику от жертвенника имеют долю? 14Так и Господь повелел возвещающим Евангелие жить от Евангелия. 15Но я ничем не воспользовался из всего этого. И я не написал это для того, чтобы так было для меня. Ибо лучше мне умереть... Похвалы моей никто меня не лишит. 16Ибо если я благовествую, то в этом нет для меня похвалы; это для меня необходимость: ибо горе мне, если я не благовествую. 17Ибо если я делаю это добровольно, то я получаю награду; если недобровольно, то мне вверено быть домоправителем. 18Какая же мне награда? та, что благовествуя, я возвещаю Евангелие безвозмездно, не пользуясь моим правом благовестника.

19Ибо, будучи свободен от всех, я всем себя поработил, чтобы большее число приобрести; 20и стал для Иудеев, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных, как подзаконный — не будучи сам под Законом, — чтобы приобрести подзаконных; 21для незнающих Закона, как незнающий Закона — не будучи без закона пред Богом, но под законом Христовым, — чтобы приобрести незнающих Закона; 22я стал для немощных немощным, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, во что бы то ни стало, некоторых. 23И всё я делаю для Евангелия, чтобы стать соучастником его.

24Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. 25Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы — нетленный. 26Итак я бегу не как впустую, ударяю кулаками не как по воздуху, 27но мучу мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным.

10

101Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, 2и все в Моисея были крещены, в облаке и в море, 3и все вкусили одну и ту же духовную пищу, 4и все пили одно и то же духовное питиё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними. А скала — это был Христос. 5Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они были поражены в пустыне. 6А это стало образом для нас, чтобы мы не вожделели зла, как вожделели они. 7Не будьте и идолопоклонниками, как некоторые из них, согласно тому, как написано: народ сел есть и пить, и встали они играть. 8Не будем и блудить, как некоторые из них предались блуду, и пало в один день двадцать три тысячи. 9Не будем и искушать Господа, как некоторые из них искусили, и гибли от змей. 10И не ропщите, как некоторые из них возроптали, и гибли от Истребителя. 11И всё это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас, которых достиг конец веков. 12Поэтому кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть. 13Искушение вас постигло не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит, чтобы вы были искушены сверх сил, но в самом искушении даст и выход так, чтобы вы могли вынести.

14Потому, возлюбленные мои, бегайте идолослужения. 15Говорю, как разумным: рассудите сами, что говорю. 16Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой; хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? 17Так как хлеб — один, то мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 18Смотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не общники ли они жертвенника? 19Что же я говорю? то ли, что идоложертвенное есть нечто, или что идол есть нечто? 20Нет, но что они приносимое ими в жертву приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы становились общниками бесов. 21Не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую; не можете в трапезе Господней участвовать и в трапезе бесовской. 22Или мы возбуждаем ревность Господа? Разве мы сильнее Его?

23Всё позволено, но не всё на пользу; всё позволено, но не всё назидает. 24Никто да не ищет своей пользы, но пользы другого. 25Всё, что продается на рынке, ешьте без всякого исследования ради совести: 26ибо Господня — земля и то, что наполняет её. 27Если кто из неверных вас зовёт, и вы хотите идти, — всё предлагаемое ешьте без всякого исследования ради совести. 28Если же кто скажет вам: это жертвенное мясо, то не ешьте, ради того, кто объявил, и ради совести. 29Совесть же я разумею не свою, а другого. Ибо моя свобода не подлежит суду чужой совести. 30Если я с благодарностью ем, почему порочить меня за то, за что я благодарю? 31Итак, едите ли вы, или пьёте, или что делаете, — всё во славу Божию делайте. 32Не подавайте повода к осуждению ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией, 33как и я всем во всём угождаю, не ища своей пользы, но пользы многих, чтобы они были спасены.

11

111Подражайте мне, как и я Христу.

2А вас я хвалю за то, что всё мое помните и, как я передал вам, этих преданий держитесь. 3Но хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава есть Христос, а глава жене муж, а глава Христу Бог. 4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, бесчестит свою голову; 5а всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, бесчестит свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая. 6Ибо, если жена не покрывается, пусть и стрижется. Если же стыдно жене стричься или бриться, пусть покрывается. 7И как муж не должен покрывать себе голову, будучи образом и славою Бога, — так и жена есть слава мужа. 8Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и, ведь, не создан был муж ради жены, но жена ради мужа. 10Поэтому жена должна иметь на голове знак власти ради ангелов. 11Впрочем, ни жена без мужа, ни муж без жены, — в Господе: 12ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; а всё — от Бога. 13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? 14И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это — бесчестие, 15а жена, если отпускает волосы, для неё это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала? 16Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии.

17Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. 18Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. 19Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. 20Поэтому, если вы и собираетесь вместе, — вы вечерю Господню не вкушаете. 21Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. 22Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю.

23Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, 24и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне. 25Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне. 26Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет.

27Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. 28Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. 29Ибо едящий и пьющий ест и пьёт осуждение себе, если не различает Тела. 30Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло. 31И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы; 32а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром. 33Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите. 34Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение. Прочее устрою, как только приду.