Синодальный перевод (Синод)
16

161 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. 2Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. 3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. 4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. 5 Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути — делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] 6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла. 7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. 8Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. 9Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. 10 В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде. 11 Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме. 12 Мерзость для царей — дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол. 13Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит. 14 Царский гнев — вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 15В светлом взоре царя — жизнь, и благоволение его — как облако с поздним дождем. 16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. 17Путь праведных — уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. 18 Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. 19Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. 20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. 21Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. 22Разум для имеющих его — источник жизни, а ученость глупых — глупость. 23Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. 24Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. 25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти. 26Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. 27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. 29Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; 30 прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он — печь злобы]. 31 Венец славы — седина, которая находится на пути правды. 32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 33 В по́лу бросается жребий, но все решение его — от Господа.

17

171 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. 2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. 3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь. 4Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. 5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, [а милосердый помилован будет]. 6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.] 7Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые. 8Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. 9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. 10На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. 11Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. 12Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. 13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. 14Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. 15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом. 16К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] 17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. 18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. 19Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. 20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. 21 Родил кто глупого, — себе на го́ре, и отец глупого не порадуется. 22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. 23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. 24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли. 25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей. 26Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду. 27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. 28И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

18

181Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. 2Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. 3С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение. 4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток. 5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. 6Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. 7 Язык глупого — гибель для него, и уста его — сеть для души его. 8[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] 9Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева. 10Нерадивый в работе своей — брат расточителю. 11 Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен. 12 Имение богатого — крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении. 13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. 14 Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему. 15Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух — кто может подкрепить его? 16Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания. 17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его. 18Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его. 19Жребий прекращает споры и решает между сильными. 20Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам за́мка. 21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. 22 Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его. 23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив.] 24 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. 25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.