Синодальный перевод (Синод)
6

61Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3И это сделаем, если Бог позволит. 4

6:4
Мф 12:45
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6
6:6
2 Пет 2:201 Ин 5:16Евр 10:29
и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8
6:8
Иер 26:6
44:22Мк 11:21
а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. 9Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и де́ржитесь спасения, хотя и говорим так. 10
6:10
Мф 10:42
25:40
Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. 13
6:13
Быт 22:16Пс 104:9Лк 1:73
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14
6:14
Быт 22:17
говоря: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя». 15
6:15
Рим 4:17
И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16
6:16
Исх 22:11
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17
6:17
Пс 32:11Притч 19:21
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19
6:19
Лев 16:15
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20
6:20
Ин 14:2Евр 4:14
куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

7

71

7:1
Быт 14:18
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5
7:5
Чис 18:21Втор 18:1Нав 14:4
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6
7:6
Быт 12:2
14:20
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. 8И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11
7:11
Гал 2:21Евр 8:7
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14
7:14
Быт 49:8Мф 2:6Откр 5:5
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17
7:17
Пс 109:4Евр 5:6
Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». 18
7:18
Ис 1:11Рим 8:3Гал 4:9
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19
7:19
Ин 1:17Деян 13:39Рим 5:2
ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, — 21
7:21
Пс 109:4
ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», — 22
7:22
Евр 8:6
то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25
7:25
1 Ин 1:2Рим 8:341 Тим 2:5
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26
7:26
Исх 28:38Лк 1:351 Пет 2:22
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27
7:27
Лев 16:11
который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28
7:28
Евр 7:20
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.

8

81

8:1
Евр 1:3
3:1
4:14
7:26
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2
8:2
Евр 10:21
и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. 3
8:3
Еф 5:2
Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел что принести. 4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5
8:5
Исх 25:40Деян 7:44Кол 2:17Евр 10:1
которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: «смотри», сказано, «сделай все по образу, показанному тебе на горе». 6
8:6
Евр 7:16
9:13
Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. 7Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8
8:8
Иер 31:31–34
32:37Рим 11:27Евр 10:16
Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10
8:10
Иер 24:7
32:38Иез 11:20Зах 8:82 Кор 6:16
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11
8:11
Ис 54:131 Ин 2:27
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12
8:12
Иер 31:31–34Евр 10:17
потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». 13Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.