Синодальный перевод (Синод)
1

11Братьям Иудеям в Египте — радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. 2Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! 3Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! 4Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! 5Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! 6Так ныне здесь мы молимся о вас.

7В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы Иудеи писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 8Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молились Господу и были услышаны, и приносили жертву и семидал, и возжигали светильники, и предлагали хлебы. 9И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве.

10В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда — Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям — радоваться и здравствовать. 11Избавленные Богом от великих опасностей, мы торжественно благодарим Его, как бы сражавшиеся против царя, 12так как Он изгнал ополчившихся на святый град. 13Ибо когда царь пошел в Персию и с ним войско, которое казалось непобедимым, они поражены были в храме Нанеи через обман, употребленный жрецами Нанеи. 14Именно, когда Антиох, как бы намереваясь сочетаться с нею, пришел на то место, а бывшие с ним друзья пришли взять деньги, как приданое, 15и жрецы Нанеи предложили их, и Антиох с немногими вошел во внутренность храма, — тогда они заключили храм, как только вошел Антиох, 16и, отворив потаенное отверстие в своде, стали бросать камни, и поразили предводителя и бывших с ним, и, рассекши на части и отрубив головы, выбросили их к находившимся снаружи. 17Во всем благословен Бог наш, предавший нечестивцев. 18

1:18
1 Мак 4:59
Итак, намереваясь в двадцать пятый день Хаслева праздновать очищение храма, мы почли нужным известить вас, чтобы и вы совершили праздник кущей и огня, подобно тому, как Неемия, построив храм и жертвенник, принес жертву. 19
1:19
Лев 6:9,12
Ибо когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому неизвестно было это место.

20По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, 21тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. 22Когда же это было сделано, и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились. 23Священники же, доколе горела жертва, совершали молитву, священники и все; Ионафан начинал, а прочие припевали, как и Неемия. 24Молитва же была такая: «Господи, Господи Боже, Создателю всех, страшный и сильный, и праведный и милостивый, единый Царь и благодетель, 25единый податель всего, единый праведный и всемогущий и вечный, избавляющий Израиля от всякого зла, избравший отцов и освятивший их! 26Прими жертву сию за весь народ Твой — Израиля, и сохрани сей удел Твой, и освяти его; 27собери рассеяние наше, освободи порабощенных язычниками, призри на уничиженных и презренных, и да познают язычники, что Ты Бог наш; 28покарай угнетающих и обижающих нас с надмением, 29

1:29
Втор 30:42 Мак 2:103 Езд 1:30Неем 1:9
насади народ Твой на святом месте Твоем, как сказал Моисей». 30Священники воспевали при сем торжественные песни. 31Когда же жертва была сожжена, Неемия приказал оставшеюся водою полить большие камни. 32Как только это было исполнено, вспыхнуло пламя, но от света, воссиявшего от жертвенника, оно исчезло. 33Когда это событие сделалось известным, и донесено было царю Персов, что в том месте, где переселенные священники скрыли огонь, оказалась вода, которою Неемия и бывшие с ним освятили жертвы; 34царь, по исследовании дела, оградил это место, как священное. 35И тем, к кому царь благоволил, он раздавал много даров, которые сам получал. 36Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: «очищение»; многими же называется оно Нефтай.

2

21

2:1
2 Мак 1:19
В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано, 2
2:2
Посл Иер 4–5
и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их. 3Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего. 4
2:4
Втор 34:1
Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. 5Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. 6Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. 7Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. 8
2:8
Исх 40:343 Цар 8:22
И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место. 9Было сказано и то, как он, исполненный премудрости, принес жертву обновления и совершения храма. 10
2:10
Лев 9:242 Пар 5:14
6:3–4
7:1
Как Моисей молился Господу, и сошел огонь с неба, и потребил жертву, так и Соломон молился, и сошедший огонь истребил жертвы всесожжения. 11
2:11
Лев 10:16–17
И сказал Моисей: так как жертва о грехе не употреблена в пищу, то потреблена огнем. 12Точно так и Соломон торжествовал восемь дней.

13Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях. 14Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. 15Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят. 16Намереваясь праздновать очищение, мы писали вам об этом; хорошо сделаете и вы, если будете праздновать эти дни. 17Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие и царство и священство и святилище, 18

2:18
Втор 30:4
как обещал в законе, — надеемся на Бога, — Он скоро помилует нас и соберет от поднебесной в место святое. 19Ибо Он избавил нас от великих бед и очистил место. 20О делах же Иуды Маккавея и братьев его и об очищении великого храма и обновлении жертвенника, 21также о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора, 22и о бывших с неба явлениях тем, которые подвизались за Иудеев столь ревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну и преследовали многочисленные толпы неприятелей, 23и воссоздали славный во всей вселенной храм, и освободили город, и восстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великим снисхождением умилосердился над ними; 24о всем этом изложенное Иасоном Киринейским в пяти книгах мы попытаемся кратко начертать в одной книге. 25Ибо, имея в виду множество чисел и трудность, происходящую от обилия содержания, для желающих заняться историческими повествованиями, 26мы озаботились доставить душевное назидание желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти, и всем, кому случится читать, пользу; 27хотя для нас, принявших на себя труд сокращения, это нелегкое дело, требующее напряжения и бдительности, 28как нелегко бывает тому, кто готовит пиршество и желает пользы другим. Но, имея в виду благодарность многих, мы охотно принимаем на себя этот труд, 29предоставляя точное изложение подробностей историку и стараясь последовать примерам сокращенного изложения. 30Ибо как строителю нового дома предлежит заботиться обо всем строении, а тому, кто должен заняться резьбою и живописью, надлежит изыскивать только потребное к украшению, так мы думаем и о себе. 31Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частность — свойственно начальному писателю истории. 32Тому же, кто делает сокращение, должно быть предоставлено преследовать только краткость речи и избегать подробных изысканий. 33Итак, в связи с сказанным, начнем теперь повествование: ибо неразумно увеличивать предисловие к истории, а самую историю сокращать.