Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
8

81Итак, нет теперь никакого осуждения для тех, которые во Христе Иисусе. 2Ибо закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. 3Ибо по невозможности Закона, бессильного по вине плоти, Бог, послав Сына Своего в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех во плоти для того, 4чтобы праведность, предписанная Законом, была исполнена в нас, не по плоти ходящих, но по духу. 5Ибо живущие по плоти помышляют о плотском, а по духу — о духовном. 6Ибо помышление плоти — смерть, а помышление духа — жизнь и мир, 7потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может. 8Те же, кто во плоти, Богу угодить не могут. 9Но вы не во плоти, но в духе, если действительно Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его. 10Если же Христос в вас, то тело мертво чрез грех, но дух есть жизнь чрез праведность. 11Если же Дух Того, Кто воздвиг Иисуса из мёртвых, живет в вас, то Воздвигший из мёртвых Христа Иисуса оживотворит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас.

12Значит, братья, мы должники не плоти, чтобы по плоти жить. 13Ибо если вы по плоти живёте, вам предстоит умереть; если же духом умерщвляете дела тела, будете жить. 14Ибо Духом Божиим водимые, все — сыны Божии. 15Ибо вы не приняли духа рабства, снова к страху, но приняли дух усыновления, которым взываем: Авва, Отче! 16Сам Дух свидетельствует с духом нашим, что мы — дети Божии. 17Если же дети, то и наследники: наследники Божии, сонаследники же Христовы, если мы действительно с Ним страдаем, чтобы с Ним же и быть прославленными.

18Ибо я полагаю, что страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которой предстоит открыться в нас. 19Ибо тварь ждет с напряжением откровения сынов Божиих. 20Ибо тварь была подчинена суете не по своей воле, но ради подчинившего её в надежде, 21потому что тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих. 22Ибо мы знаем, что вся тварь вместе стонет и мучится родами доныне. 23Более того, имея и сами начаток Духа, мы стонем и сами в себе, ожидая усыновления, искупления тела нашего. 24Ибо мы были спасены в надежде. Но надежда, когда её видят, не есть надежда: ибо, если кто что видит, чего ему и надеяться? 25Если же мы надеемся на то, чего не видим, мы ожидаем в терпении.

26А также и Дух помогает немощи нашей: ибо о чём нам молиться, как надлежит, мы не знаем, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. 27И Испытующий сердца знает, о чём помышление Духа, потому что Он ходатайствует за святых, как угодно Богу. 28А мы знаем, что любящим Бога, призванным по предустановлению, Он во всём содействует ко благу, 29потому что кого Он предузнал, тех и предопределил быть подобными образу Сына Своего, чтобы быть Ему первородным между многими братьями, 30а кого предопределил, тех и призвал; и кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31Что же мы скажем на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как вместе с Ним не дарует нам и всего? 33Кто станет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывающий? 34Кто осудит? Христос Иисус, умерший, но и восставший? Он, Который пребывает по правую сторону Бога? Он, Который и ходатайствует за нас? 35Кто нас отлучит от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность или меч? 36Как написано:

За Тебя умерщвляют нас целый день,

сочли нас за овец, обречённых на заклание.

37Но во всём этом мы торжествуем победу чрез Возлюбившего нас. 38Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, 39ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

9

91Истину говорю во Христе, не лгу: свидетельствует со мною совесть моя в Духе Святом, 2что великая у меня печаль и непрекращающаяся боль в сердце моем. 3Ибо хотел бы я сам быть «анафема», отлучённым от Христа, ради братьев моих, сродников моих по плоти. 4Они Израильтяне; им принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение и обещания; 5их — отцы, и от них Христос по плоти, Он — над всеми Бог, благословенный вовеки, аминь.

6Но не то, чтобы слово Божие потеряло силу. Ибо кто — от Израиля, не все они — Израиль. 7И то, что они семя Авраамово, не значит, что все они — дети; но: в Исааке будет наречено тебе семя. 8То есть, не все эти плотские дети — дети Божии, но дети обещания считаются семенем. 9Ибо это слово есть слово обещания: в это время Я приду и будет у Сарры сын. 10И не только, но и Ревекка, от одного имевшая семя, от Исаака, отца нашего. 11Ибо когда они еще не были рождены и не сделали ничего доброго или злого — для того, чтобы предустановление Божие, по избранию, пребывало в силе, 12не от дел, но от Призывающего, — было сказано ей: больший будет рабом меньшего, 13как написано:

Иакова Я возлюбил,

а Исава возненавидел.

14Что же скажем? Неужели у Бога неправда? Отнюдь нет. 15Ибо Моисею Он говорит:

Я помилую того, кого милую,

и пожалею того, кого жалею.

16Значит, дело не в том, кто хочет и стремится, но в милующем Боге. 17Говорит же Писание Фараону: для того самого Я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле. 18Значит Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.

19Ты мне скажешь: что же Он еще укоряет? Ибо кто когда противостал Его воле? 20О человек, кто же ты пререкающийся с Богом? Изваяние скажет ли ваятелю, почему ты меня сделал так? 21Или не имеет власти горшечник над глиной сделать из одной и той же смеси один сосуд для почётного употребления, другой — для низкого? 22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением сосуды гнева, изготовленные для гибели, 23чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25Как Он и Осии говорит:

Не-Мой народ назову Моим народом,

и не-возлюбленную — возлюбленной;

26И будет: на том месте, где было сказано им: «вы — не Мой народ»,

там они названы будут сынами Бога живого.

27Исаия же взывает об Израиле: Если будет число сынов Израилевых, как песок морской, остаток будет спасён; 28ибо слово Свое до конца и без промедления совершит Господь на земле. 29И как предсказал Исаия:

Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени,

мы стали бы как Содом

и были бы уподоблены Гоморре.

30Что же скажем? Скажем, что язычники, не стремившиеся к праведности, достигли праведности: праведности по вере; 31а Израиль, стремившийся к Закону праведности, до Закона не дошёл. 32Почему? Потому что он искал его не в вере, а в делах. Они преткнулись о камень преткновения, 33как написано:

Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна,

и верующий в Него не будет посрамлён.

10

101Братья, желание моего сердца и молитва к Богу о них — во спасение. 2Ибо свидетельствую им, что ревность о Боге они имеют, но не по разумению. 3Ибо, не зная Божией праведности и стремясь утвердить собственную праведность, они праведности Божией не подчинились. 4Ибо конец Закона — Христос, к праведности каждого верующего.

5Ибо Моисей пишет о праведности по Закону, что человек, исполнивший её, жив будет ею. 6А праведность по вере говорит так: не говори в сердце своем: «кто взойдет на небо?» — чтобы Христа свести. 7Или: «кто сойдет в бездну?» — чтобы Христа из мёртвых возвести. 8Но что она говорит?

«Близко к тебе слово,

в устах твоих и в сердце твоем» —

слово, которое мы проповедуем. 9Потому что, если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь сердцем, что Бог воздвиг Его из мёртвых, ты будешь спасён. 10Ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11Говорит же Писание: всякий верующий в Него не будет посрамлён. 12Ибо нет различия между Иудеем и Еллином: ведь Один и Тот же Господь всех, богатый для всех, призывающих Его, 13Ибо всякий, кто бы ни призвал имя Господне, будет спасён.

14Как же им призвать Того, в Кого не уверовали? И как им уверовать в Того, о Ком не слышали? И как им услышать без проповедующего? 15И как им проповедать, не будучи посланными? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих благое. 16Но не все послушались Евангелия. Ибо Исаия говорит: Господи, кто поверил проповеди нашей? 17Итак, вера — от проповеди, а проповедь — чрез слово о Христе. 18Но говорю: разве они не слышали? Напротив:

Во всю землю прошел голос их

и до пределов вселенной слова их.

19Но говорю: разве Израиль не знал? Моисей первый говорит:

Я возбужу в вас ревность не-народом,

народом несмысленным раздражу вас.

20И Исаия дерзновенно говорит:

Меня нашли не искавшие Меня,

Я открылся не вопрошавшим Меня.

21К Израилю же Он говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непокорному и строптивому.