Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
11

111Итак я говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Отнюдь нет. Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова. 2Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом: 3Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою. 4Но что говорит ему Божий ответ? Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом. 5Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток. 6Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью. 7Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены, 8как написано:

Дал им Бог дух нечувствия,

глаза, чтобы не видеть,

и уши, чтобы не слышать

до сегодняшнего дня.

9И Давид говорит:

Да будет трапеза их западней и сетью

и петлей и воздаянием для них.

10Да будут помрачены глаза их, чтобы не видеть,

и хребет их навсегда согни.

11Итак я говорю: до того ли они преткнулись, что и упали? Отнюдь нет. Но в их преткновении — спасение язычникам, чтобы вызвать ревность в них. 12Если же преткновение их — богатство мира, и поражение их — богатство язычников, — то насколько более полнота их.

13Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, служение мое я прославляю: 14не возбужу ли я ревность в братьях моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15Ибо, если отвержение их — примирение мира, что будет принятие их, как не жизнь из мёртвых. 16Если же начаток свят, то и тесто: и если корень свят, то и ветви.

17Если же некоторые из ветвей были отломлены, и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ветвями и стал общником тучного корня маслины, — 18то не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, — знай, не ты корень носишь, но корень тебя. 19Ты скажешь: отломлены были ветви для того, чтобы я был привит. 20Хорошо. Они были отломлены по неверию, а ты держишься верою. Не думай высоко о себе, но бойся. 21Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит. 22Итак, учти благость и строгость Бога: к павшим строгость, но к тебе благость Бога, если будешь пребывать в Его благости, потому что иначе и ты будешь отсечён. 23Но и те, если не пребудут в неверии, будут привиты: ибо силен Господь снова привить их. 24Ибо, если ты был отсечён от дикой по природе маслины и, вопреки природе, привит к благородной маслине, тем более эти природные будут привиты к своей маслине.

25Ибо я не хочу, братья, чтобы вы оставались в неведении об этой тайне (полагаясь на свой собственный ум), — что ожесточение постигло часть Израиля до тех пор, пока не войдет полнота язычников, 26и так весь Израиль будет спасен, как написано:

27Придет от Сиона Избавитель,

отвратит нечестие от Иакова.

И это им от Меня завет,

когда Я удалю грехи их.

28По смыслу Евангелия, они враги ради вас; но по смыслу избрания, они возлюбленные ради отцов; 29ибо непреложны дары и призвание у Бога. 30Ибо, как вы некогда не послушались Бога, теперь же помилованы по их непослушанию, — 31так и они теперь не послушались для того, чтобы быть и им помилованными той милостью, которая оказана вам. 32Ибо Бог заключил всех в непослушание, дабы всех помиловать.

33О глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!

34Ибо кто познал ум Господень?

Или кто был советником Ему?

35Или кто дал Ему заранее с тем,

чтобы было ему возмещено?

36Потому что всё — от Него и чрез Него и для Него. Ему слава вовеки, аминь.