Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
9

91Истину говорю во Христе, не лгу: свидетельствует со мною совесть моя в Духе Святом, 2что великая у меня печаль и непрекращающаяся боль в сердце моем. 3Ибо хотел бы я сам быть «анафема», отлучённым от Христа, ради братьев моих, сродников моих по плоти. 4Они Израильтяне; им принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение и обещания; 5их — отцы, и от них Христос по плоти, Он — над всеми Бог, благословенный вовеки, аминь.

6Но не то, чтобы слово Божие потеряло силу. Ибо кто — от Израиля, не все они — Израиль. 7И то, что они семя Авраамово, не значит, что все они — дети; но: в Исааке будет наречено тебе семя. 8То есть, не все эти плотские дети — дети Божии, но дети обещания считаются семенем. 9Ибо это слово есть слово обещания: в это время Я приду и будет у Сарры сын. 10И не только, но и Ревекка, от одного имевшая семя, от Исаака, отца нашего. 11Ибо когда они еще не были рождены и не сделали ничего доброго или злого — для того, чтобы предустановление Божие, по избранию, пребывало в силе, 12не от дел, но от Призывающего, — было сказано ей: больший будет рабом меньшего, 13как написано:

Иакова Я возлюбил,

а Исава возненавидел.

14Что же скажем? Неужели у Бога неправда? Отнюдь нет. 15Ибо Моисею Он говорит:

Я помилую того, кого милую,

и пожалею того, кого жалею.

16Значит, дело не в том, кто хочет и стремится, но в милующем Боге. 17Говорит же Писание Фараону: для того самого Я воздвиг тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле. 18Значит Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает.

19Ты мне скажешь: что же Он еще укоряет? Ибо кто когда противостал Его воле? 20О человек, кто же ты пререкающийся с Богом? Изваяние скажет ли ваятелю, почему ты меня сделал так? 21Или не имеет власти горшечник над глиной сделать из одной и той же смеси один сосуд для почётного употребления, другой — для низкого? 22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, переносил с великим долготерпением сосуды гнева, изготовленные для гибели, 23чтобы явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он предуготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? 25Как Он и Осии говорит:

Не-Мой народ назову Моим народом,

и не-возлюбленную — возлюбленной;

26И будет: на том месте, где было сказано им: «вы — не Мой народ»,

там они названы будут сынами Бога живого.

27Исаия же взывает об Израиле: Если будет число сынов Израилевых, как песок морской, остаток будет спасён; 28ибо слово Свое до конца и без промедления совершит Господь на земле. 29И как предсказал Исаия:

Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени,

мы стали бы как Содом

и были бы уподоблены Гоморре.

30Что же скажем? Скажем, что язычники, не стремившиеся к праведности, достигли праведности: праведности по вере; 31а Израиль, стремившийся к Закону праведности, до Закона не дошёл. 32Почему? Потому что он искал его не в вере, а в делах. Они преткнулись о камень преткновения, 33как написано:

Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и скалу соблазна,

и верующий в Него не будет посрамлён.

10

101Братья, желание моего сердца и молитва к Богу о них — во спасение. 2Ибо свидетельствую им, что ревность о Боге они имеют, но не по разумению. 3Ибо, не зная Божией праведности и стремясь утвердить собственную праведность, они праведности Божией не подчинились. 4Ибо конец Закона — Христос, к праведности каждого верующего.

5Ибо Моисей пишет о праведности по Закону, что человек, исполнивший её, жив будет ею. 6А праведность по вере говорит так: не говори в сердце своем: «кто взойдет на небо?» — чтобы Христа свести. 7Или: «кто сойдет в бездну?» — чтобы Христа из мёртвых возвести. 8Но что она говорит?

«Близко к тебе слово,

в устах твоих и в сердце твоем» —

слово, которое мы проповедуем. 9Потому что, если ты исповедаешь устами твоими Иисуса Господом и уверуешь сердцем, что Бог воздвиг Его из мёртвых, ты будешь спасён. 10Ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. 11Говорит же Писание: всякий верующий в Него не будет посрамлён. 12Ибо нет различия между Иудеем и Еллином: ведь Один и Тот же Господь всех, богатый для всех, призывающих Его, 13Ибо всякий, кто бы ни призвал имя Господне, будет спасён.

14Как же им призвать Того, в Кого не уверовали? И как им уверовать в Того, о Ком не слышали? И как им услышать без проповедующего? 15И как им проповедать, не будучи посланными? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих благое. 16Но не все послушались Евангелия. Ибо Исаия говорит: Господи, кто поверил проповеди нашей? 17Итак, вера — от проповеди, а проповедь — чрез слово о Христе. 18Но говорю: разве они не слышали? Напротив:

Во всю землю прошел голос их

и до пределов вселенной слова их.

19Но говорю: разве Израиль не знал? Моисей первый говорит:

Я возбужу в вас ревность не-народом,

народом несмысленным раздражу вас.

20И Исаия дерзновенно говорит:

Меня нашли не искавшие Меня,

Я открылся не вопрошавшим Меня.

21К Израилю же Он говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непокорному и строптивому.

11

111Итак я говорю: неужели Бог отверг народ Свой? Отнюдь нет. Ибо и я Израильтянин от семени Авраамова, колена Вениаминова. 2Не отверг Бог народа Своего, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? Как он обвиняет Израиля пред Богом: 3Господи, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили, и я остался один и ищут душу мою. 4Но что говорит ему Божий ответ? Я соблюл Себе семь тысяч мужей, которые не преклонили колена перед Ваалом. 5Так же точно в нынешнее время есть, по избранию благодати, остаток. 6Если же благодатию, то уже не по делам, потому что иначе благодать уже перестает быть благодатью. 7Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг. Избранные же достигли, а прочие были ожесточены, 8как написано:

Дал им Бог дух нечувствия,

глаза, чтобы не видеть,

и уши, чтобы не слышать

до сегодняшнего дня.

9И Давид говорит:

Да будет трапеза их западней и сетью

и петлей и воздаянием для них.

10Да будут помрачены глаза их, чтобы не видеть,

и хребет их навсегда согни.

11Итак я говорю: до того ли они преткнулись, что и упали? Отнюдь нет. Но в их преткновении — спасение язычникам, чтобы вызвать ревность в них. 12Если же преткновение их — богатство мира, и поражение их — богатство язычников, — то насколько более полнота их.

13Вам говорю, язычникам: как апостол язычников, служение мое я прославляю: 14не возбужу ли я ревность в братьях моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? 15Ибо, если отвержение их — примирение мира, что будет принятие их, как не жизнь из мёртвых. 16Если же начаток свят, то и тесто: и если корень свят, то и ветви.

17Если же некоторые из ветвей были отломлены, и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ветвями и стал общником тучного корня маслины, — 18то не превозносись перед ветвями; если же превозносишься, — знай, не ты корень носишь, но корень тебя. 19Ты скажешь: отломлены были ветви для того, чтобы я был привит. 20Хорошо. Они были отломлены по неверию, а ты держишься верою. Не думай высоко о себе, но бойся. 21Ибо, если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит. 22Итак, учти благость и строгость Бога: к павшим строгость, но к тебе благость Бога, если будешь пребывать в Его благости, потому что иначе и ты будешь отсечён. 23Но и те, если не пребудут в неверии, будут привиты: ибо силен Господь снова привить их. 24Ибо, если ты был отсечён от дикой по природе маслины и, вопреки природе, привит к благородной маслине, тем более эти природные будут привиты к своей маслине.

25Ибо я не хочу, братья, чтобы вы оставались в неведении об этой тайне (полагаясь на свой собственный ум), — что ожесточение постигло часть Израиля до тех пор, пока не войдет полнота язычников, 26и так весь Израиль будет спасен, как написано:

27Придет от Сиона Избавитель,

отвратит нечестие от Иакова.

И это им от Меня завет,

когда Я удалю грехи их.

28По смыслу Евангелия, они враги ради вас; но по смыслу избрания, они возлюбленные ради отцов; 29ибо непреложны дары и призвание у Бога. 30Ибо, как вы некогда не послушались Бога, теперь же помилованы по их непослушанию, — 31так и они теперь не послушались для того, чтобы быть и им помилованными той милостью, которая оказана вам. 32Ибо Бог заключил всех в непослушание, дабы всех помиловать.

33О глубина богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его и неисследимы пути Его!

34Ибо кто познал ум Господень?

Или кто был советником Ему?

35Или кто дал Ему заранее с тем,

чтобы было ему возмещено?

36Потому что всё — от Него и чрез Него и для Него. Ему слава вовеки, аминь.