Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
7

71Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его, 2которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих. 5А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, — 6тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание. 7А совершенно бесспорно, меньшее благословляется большим. 8И здесь десятину берут смертные люди, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив. 9И можно сказать, что и Левий, взимающий десятину, чрез посредство Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек.

11Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство — ибо оно является основанием Закона для народа, — какая была бы еще нужда восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона ему именоваться? 12Ибо с переменой священства необходима бывает и перемена Закона. 13Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не служил жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священников. 15И это еще яснее видно, если по подобию Мелхиседека восстает священник иной, 16который стал им не по Закону заповеди плотяной, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано:

Ты Священник вовек

по чину Мелхиседека.

18Ибо происходит и отмена прежней заповеди, вследствие её немощи и бесполезности — 19ибо Закон ничего не довёл до совершенства, — и введение новой надежды, чрез которую мы приближаемся к Богу.

20И поскольку не без клятвы — ибо те стали священниками без клятвы, 21а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему:

клялся Господь

и не раскается:

Ты Священник вовек, —

22постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус. 23И тех священников было много, потому что смерть мешала им пребывать. 24Он же, как пребывающий вовек, имеет священство непереходящее. 25Поэтому Он и может всесовершенно спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся Себя Самого. 28Ибо Закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного.

8

81В том же, о чем говорится, главное есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел по правую сторону престола Величества на небесах, 2как служитель святилища и скинии истинной, которую поставил Господь, а не человек. 3Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; поэтому нужно, чтобы и у Него было, что принести. 4Итак, если бы Он был на земле, Он не был бы и священником, потому что есть приносящие дары по Закону, 5которые служат отображению и тени небесного согласно тому, как было указано Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, говорит Бог, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе. 6Теперь же Он получил тем отличнейшее служение, чем лучшего Он посредник завета, который узаконен на лучших обещаниях.

7Ибо, если бы тот первый завет был безукоризнен, не искали бы места другому. 8Ибо, укоряя тех, Он говорит:

Вот приходят дни, говорит Господь,

и заключу с домом Израиля

и с домом Иуды завет новый:

9не как тот завет, который Я заключил с отцами их

в тот день, когда Я взял их за руку,

чтобы вывести их из земли Египетской,

потому что они не пребыли в завете Моем,

и Я пренебрёг ими, говорит Господь.

10Ибо это завет, который я заключу с домом Израиля,

после дней тех, говорит Господь,

вложу законы Мои в мысли их,

и на сердцах их напишу их,

и буду им Богом,

и они будут Моим народом.

11И не будет учить каждый соплеменника своего,

и каждый брата своего, говоря: познай Господа,

потому что все будут знать Меня

от мала до велика среди них;

12потому что Я буду милостив к неправдам их

и грехов их не вспомню более.

13Говоря «новый», Он показал ветхость первого: а ветшающее и стареющее близко к исчезновению.

9

91Итак и первый завет имел постановления о богослужении, и святилище принадлежащее к этому миру. 2Ибо устроена была скиния первая, в которой были и светильник, и стол, и хлебы предложения: она называется «Святое». 3А за второй завесой скиния, называемая «Святое Святых», 4имеющая золотой кадильный жертвенник и ковчег завета, обложенный со всех сторон золотом, и в нем сосуд золотой с манной, и жезл Аарона расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище, о чём не время говорить подробно.

6При таком устройстве, в первую скинию постоянно входят священники, совершая служение, 7но во вторую — один раз в год только первосвященник не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа. 8Этим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, пока существует первая скиния. 9Она есть притча для настоящего времени, согласно которой приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным воздающего служение Богу: 10это только предписания, относящиеся к плоти, с яствами и питиями и различными омовениями, наложенные до времени исправления.

11Христос же, придя, как Первосвященник будущих благ, чрез большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, то есть не этого творения, 12и не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез собственную кровь, — вошел раз навсегда во святилище, приобретя вечное искупление. 13Ибо, если кровь козлов и быков и пепел телицы окроплением осквернённых освящает к чистоте плоти, — 14тем более кровь Христа, Который Духом вечным принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел для служения Богу Живому.

15И поэтому Он есть посредник Нового Завета, чтобы после смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных при первом завете, призванные получили обещанное вечное наследие. 16Ибо, где завещание, там необходимо установление смерти завещателя. 17Завещание ведь действительно при наличии мёртвых, потому что оно никогда не имеет силы, пока жив завещатель. 18Потому и первый завет не утверждён без крови. 19И действительно, когда Моисей огласил по Закону каждую заповедь всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водою и шерстью багряной и иссопом, окропил, как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. 21И окропил также кровью скинию и все сосуды богослужебные. 22И по Закону почти всё освящается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

23Потому необходимо, чтобы отображения того, что в небесах, очищались этими средствами, а само небесное — жертвами лучшими. 24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, отображение истинного, но в самое небо, чтобы теперь предстать за нас пред лицом Божиим; 25не для того, чтобы многократно приносить Себя, подобно как первосвященник входит ежегодно с кровью чужой: 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира. Теперь же, в конце веков, Он явился один раз для устранения греха жертвою Своею. 27И, как положено людям один раз умереть, а после этого — суд, — 28так и Христос, будучи принесён один раз, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его ко спасению.