Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
6

61Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. 3И мы это сделаем, если только позволит Бог. 4Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого 5и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, 6и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор. 7Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих её, получает благословение от Бога, 8а производящая тернии и репейник — негодна и близка к проклятию, и конец её — сожжение.

9Но, хотя мы так и говорим, возлюбленные, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению. 10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды, 12чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания.

13Ибо Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, 14говоря: истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя. 15И так долготерпением Авраам достиг обещания. 16Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. 17Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, 18чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, 19которая для души есть словно якорь, и надёжный, и твёрдый, и проникающий внутрь за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека.

7

71Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его, 2которому Авраам отделил десятину от всего, он, во-первых, согласно значению своего имени, царь праведности, а затем и царь Салима, что значит царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, но уподобленный Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4Но смотрите, как велик тот, кому Авраам, патриарх, дал десятину из лучших добыч своих. 5А поскольку получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь брать по Закону десятину с народа, то есть с братьев своих, хотя и они произошли от чресл Авраамовых, — 6тот, не происходящий от рода их, взял десятину с Авраама и благословил имеющего обещание. 7А совершенно бесспорно, меньшее благословляется большим. 8И здесь десятину берут смертные люди, а там Имеющий о Себе свидетельство, что Он жив. 9И можно сказать, что и Левий, взимающий десятину, чрез посредство Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда встретил его Мелхиседек.

11Итак, если бы совершенство достигалось чрез левитское священство — ибо оно является основанием Закона для народа, — какая была бы еще нужда восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона ему именоваться? 12Ибо с переменой священства необходима бывает и перемена Закона. 13Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не служил жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священников. 15И это еще яснее видно, если по подобию Мелхиседека восстает священник иной, 16который стал им не по Закону заповеди плотяной, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано:

Ты Священник вовек

по чину Мелхиседека.

18Ибо происходит и отмена прежней заповеди, вследствие её немощи и бесполезности — 19ибо Закон ничего не довёл до совершенства, — и введение новой надежды, чрез которую мы приближаемся к Богу.

20И поскольку не без клятвы — ибо те стали священниками без клятвы, 21а Он с клятвой устами Того, Кто говорит Ему:

клялся Господь

и не раскается:

Ты Священник вовек, —

22постольку и лучшего завета поручителем стал Иисус. 23И тех священников было много, потому что смерть мешала им пребывать. 24Он же, как пребывающий вовек, имеет священство непереходящее. 25Поэтому Он и может всесовершенно спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, сперва за свои грехи приносить жертвы, затем за грехи народа: ибо это Он сделал раз навсегда, принеся Себя Самого. 28Ибо Закон поставляет первосвященниками людей, имеющих немощь, а слово с клятвой, бывшей после Закона, поставило Сына вовек совершенного.

8

81В том же, о чем говорится, главное есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел по правую сторону престола Величества на небесах, 2как служитель святилища и скинии истинной, которую поставил Господь, а не человек. 3Ибо всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; поэтому нужно, чтобы и у Него было, что принести. 4Итак, если бы Он был на земле, Он не был бы и священником, потому что есть приносящие дары по Закону, 5которые служат отображению и тени небесного согласно тому, как было указано Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, говорит Бог, сделай всё по образцу, показанному тебе на горе. 6Теперь же Он получил тем отличнейшее служение, чем лучшего Он посредник завета, который узаконен на лучших обещаниях.

7Ибо, если бы тот первый завет был безукоризнен, не искали бы места другому. 8Ибо, укоряя тех, Он говорит:

Вот приходят дни, говорит Господь,

и заключу с домом Израиля

и с домом Иуды завет новый:

9не как тот завет, который Я заключил с отцами их

в тот день, когда Я взял их за руку,

чтобы вывести их из земли Египетской,

потому что они не пребыли в завете Моем,

и Я пренебрёг ими, говорит Господь.

10Ибо это завет, который я заключу с домом Израиля,

после дней тех, говорит Господь,

вложу законы Мои в мысли их,

и на сердцах их напишу их,

и буду им Богом,

и они будут Моим народом.

11И не будет учить каждый соплеменника своего,

и каждый брата своего, говоря: познай Господа,

потому что все будут знать Меня

от мала до велика среди них;

12потому что Я буду милостив к неправдам их

и грехов их не вспомню более.

13Говоря «новый», Он показал ветхость первого: а ветшающее и стареющее близко к исчезновению.