Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
4

41Итак будем опасаться, пока еще остается обещание войти в покой Его, чтобы не подумал кто из вас, что он опоздал. 2Ибо Евангелие нам было проповедано, как и им; но не пошло им на пользу слово слышанное, не соединившееся с верою у слышавших. 3Ибо входим в покой мы, уверовавшие, как Он сказал:

Я поклялся в гневе Моем:

не войдут они в покой Мой,

хотя дела Его были совершены от основания мира. 4Ибо где-то сказал Он о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих; 5и там же еще: не войдут они в покой Мой. 6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде было проповедано Евангелие, не вошли за непокорность, — 7Он снова определяет некий день: «сегодня», говоря чрез Давида после столь долгого времени, как выше сказано:

Сегодня, если услышите голос Его,

не ожесточите сердец ваших.

8Ибо, если бы Иисус Навин даровал им покой, Бог не продолжал бы говорить о другом дне после этого. 9Значит, остается субботство для народа Божия. 10Ибо вошедший в покой Его и сам почил от дел своих, как Бог — от Своих. 11Итак постараемся войти в покой этот, чтобы кто не пал, последовав тому же примеру непокорности.

12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные. 13И нет твари скрытой пред Ним, но всё обнажено и открыто пред глазами Его. Ему дадим отчет.

14Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания. 15Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха. 16Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи.

5

51Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение пред Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить незнающим и заблудшим, потому что и сам обложен немощью, 3по причине которой он и должен, как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4И человек не сам усваивает себе эту честь, но призываемый Богом так, как и Аарон.

5Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но Сказавший к Нему:

Ты — Сын Мой,

Я сегодня родил Тебя;

6как и в другом месте Он говорит:

Ты — Священник вовек

по чину Мелхиседека.

7Он в дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принеся прошения и молитвы Могущему спасти Его от смерти и быв услышан за Свое благоговение, 8хотя и Сын, страданиями научился послушанию, 9и, усовершённый, стал для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10от Бога провозглашённый Первосвященником по чину Мелхиседека.

11Об этом надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, так как вы стали туги к слышанию. 12Ибо, хотя вы и должны быть, судя по времени, учителями, вы снова нуждаетесь в том, чтобы вас учили первым началам слова Божия, и вам нужно стало молоко, а не твёрдая пища. 13Ибо всякий, питаемый молоком, неиспытан в слове праведности, потому что он младенец. 14Для совершенных же имеется твердая пища: их чувства навыком приучены к различению как добра, так и зла.

6

61Поэтому, оставив начатки учения о Христе, будем стремиться к совершенству, не полагая заново основания покаянию от мёртвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном. 3И мы это сделаем, если только позволит Бог. 4Ибо невозможно однажды просвещённых и вкусивших дара небесного и ставших общниками Духа Святого 5и вкусивших доброго Божия слова, как и сил будущего века, 6и отпавших, опять обновлять к покаянию, если они со своей стороны распинают Сына Божия и выставляют на позор. 7Ибо земля, многократно пившая сходивший на нее дождь и рождающая зелень полезную для возделывающих её, получает благословение от Бога, 8а производящая тернии и репейник — негодна и близка к проклятию, и конец её — сожжение.

9Но, хотя мы так и говорим, возлюбленные, о вас мы уверены, что вы в лучшем состоянии и близком ко спасению. 10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и любовь, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Но мы желаем, чтобы каждый из вас проявлял до конца ту же ревность для достижения полноты надежды, 12чтобы вы не обленились, но стали подражателями тех, которые верою и долготерпением наследуют обещания.

13Ибо Бог, давая обещание Аврааму, так как никем большим не мог поклясться, поклялся Самим Собой, 14говоря: истинно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя. 15И так долготерпением Авраам достиг обещания. 16Ибо люди клянутся большим, и всякому у них спору нерушимый предел есть клятва. 17Поэтому Бог, желая изобильнее показать наследникам обещания непреложность воли Своей, воспользовался клятвой, 18чтобы в двух вещах непреложных, в которых невозможно Богу солгать, сильное ободрение имели мы, нашедшие убежище и ухватившиеся за предлежащую надежду, 19которая для души есть словно якорь, и надёжный, и твёрдый, и проникающий внутрь за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, став Первосвященником вовек по чину Мелхиседека.