Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
1

11Павел, апостол не от людей и не чрез человека, но чрез Иисуса Христа и Бога Отца, воскресившего Его из мертвых, 2и все братья, которые со мною, церквам Галатийским, 3— благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, 4давшего Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века по воле Бога и Отца нашего, 5Которому слава во веки веков, аминь.

6Удивляюсь, что вы так скоро отпадаете в иное Евангелие от Призвавшего вас благодатью Христовой. 7Но нет другого, а есть только некоторые, смущающие вас и желающие исказить Евангелие Христово. 8Но если бы даже мы или ангел с неба благовествовал вам вопреки тому, что мы благовествовали вам, — да будет анафема. 9Как мы прежде сказали, и теперь я снова говорю: если кто вам благовествует вопреки тому, что вы приняли, — да будет анафема.

10Ибо теперь у людей ли ищу я благоволения или у Бога? Или людям стремлюсь я угождать? Если бы я всё еще угождал людям, я не был бы рабом Христовым.

11Объявляю вам, братья: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; 12ибо я и не от человека его принял и не был ему обучен, но получил чрез откровение Иисуса Христа.

13Ибо вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я, не зная меры, гнал Церковь Божию и опустошал её, 14и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерно ревнителем отеческих моих преданий. 15Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей 16открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, 17и не пошел в Иерусалим к тем, которые были раньше меня апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск.

18Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой и пробыл у него пятнадцать дней; 19другого же из апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня. 20А что пишу вам, — вот, пред Богом: не лгу. 21Затем я пошел в страны Сирии и Киликии. 22Церкви же Иудейские, которые во Христе, меня не знали в лицо. 23Но только слышно было, что некогда гнавший нас теперь благовествует веру, которую некогда истреблял, 24и прославляли за меня Бога.

2

21Затем, по истечении четырнадцати лет, я снова пошел в Иерусалим вместе с Варнавой, взяв с собой и Тита; 2пошел же по откровению и изложил им и отдельно тем, которые были почитаемы, то Евангелие, которое я проповедую среди язычников: не бегу или не бежал ли я впустую. 3Но и Тит, бывший со мною, хотя и Еллин, не был принужден к обрезанию: 4а из-за вкравшихся лжебратьев, которые проникли выследить нашу свободу, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы нас поработить: 5им мы не уступили и не подчинились ни на час, чтобы истина Евангелия сохранилась у вас. 6Со стороны же тех, которые почитались кем-то, — кем бы когда они ни были, мне совсем неважно: на лицо человека Бог не смотрит — так вот почитаемые не наложили на меня ничего более. 7Но, наоборот, увидев, что мне вверено Евангелие для необрезанных, как Петру для обрезанных, 8— ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, — 9и узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, которые были почитаемы столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным; 10только бы мы помнили о нищих: это именно я и постарался исполнить.

11Когда же пришел Кифа в Антиохию, я противостал ему самолично, потому что он был виноват. 12Ибо до прибытия некоторых от Иакова он ел вместе с язычниками; а когда те пришли, начал уклоняться и сторониться, опасаясь тех, которые были из обрезанных; 13и вместе с ним предались лицемерию и прочие Иудеи, так что и Варнава дал себя увлечь их лицемерием. 14Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангелия, я сказал Кифе в присутствии всех: если ты, будучи Иудей, живешь по-язычески, а не по-иудейски, как же ты язычников принуждаешь иудействовать?

15Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16однако, узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но только чрез веру в Иисуса Христа, — и мы во Христа Иисуса уверовали, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами Закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. 17Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, — значит Христос есть служитель греха? Отнюдь нет. 18Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником. 19Ибо я чрез Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят со Христом. 20И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21Не отвергаю я благодати Божией; ибо, если чрез Закон — оправдание, — значит Христос напрасно умер.

3

31О несмысленные Галаты, кто вас заворожил, вас, у которых пред глазами Иисус Христос изображен был распятым? 2Одно это хочу узнать у вас: делами ли Закона вы получили Духа или от проповеди веры? 3Настолько ли вы несмысленны? Начав Духом, вы теперь завершаете плотью? 4Напрасно ли вы столько испытали? Если бы это было действительно напрасно! 5Итак Подающий вам Духа и Совершающий среди вас чудеса, делами ли Закона это совершает или от проповеди веры? 6Так Авраам поверил Богу, и это зачтено было ему в праведность.

7Итак знайте, что те, которые от веры, они — сыны Авраама. 8И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее благовестило Аврааму: благословятся в тебе все народы. 9Так что те, которые от веры, благословляются с верным Авраамом. 10А все, которые от дел Закона, находятся под проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить. 11А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет. 12Закон же не от веры, но исполнивший его жив будет им. 13Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, 14чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру.

15Братья, я говорю по человечеству: завещания, правильно составленного, хотя и человеческого, никто не отменяет и не дополняет. 16Но Аврааму изречены были обещания и семени его. Не говорит Он: и семенам, как о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. 17Но то я говорю: завета, установленного Богом прежде, Закон, пришедший четыреста тридцать лет спустя, не лишает силы так, чтобы упразднено было обещание. 18Ибо, если от Закона наследование, то уже не по обещанию: но Аврааму Бог даровал благодать чрез обещание. 19Итак, к чему же Закон? Он был дан позже из-за преступлений, доколе не придет Семя, к Которому относится обещание, и предписан он чрез ангелов рукою посредника. 20Но посредник при одном не бывает, а Бог — один.

21Итак Закон противен обещаниям Божиим? Отнюдь нет. Ибо, если бы дан был Закон, могущий оживотворить, — праведность была бы действительно от Закона; 22но Писание заключило всё под грехом, чтобы обещанное дано было верою в Иисуса Христа верующим.

23А прежде, чем придти вере, мы были заключены под стражей Закона в ожидании будущего откровения веры, 24так что Закон стал для нас детоводителем ко Христу, чтобы нам быть оправданными верою; 25а когда пришла вера, мы уже не под властью детоводителя.

26Ибо все вы чрез веру — сыны Божии во Христе Иисусе. 27Ибо вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа. 28Нет Иудея, ни Еллина, нет раба, ни свободного, нет мужчины и женщины; ибо все вы — одно во Христе Иисусе. 29Если же вы Христовы, значит вы — семя Авраамово, по обещанию наследники.