Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
7

71Что же касается того, о чем вы мне написали, то хорошо человеку не прикасаться к женщине. 2Но, во избежание блуда, каждый пусть имеет свою жену, и каждая пусть имеет своего мужа. 3Муж пусть исполняет супружеский долг в отношении жены; а также и жена в отношении мужа. 4Жена не властна над своим телом, но муж; также и муж не властен над своим телом, но жена. 5Не лишайте себя друг друга, разве только по соглашению, на время, чтобы отдаться молитве и снова быть вместе, дабы не искушал вас сатана через невоздержание ваше. 6Но это я говорю по снисхождению, не как повеление. 7А я хочу, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8Я же говорю безбрачным и вдовам: хорошо им, если пребудут как и я. 9Но если они не могут воздерживаться, пусть женятся; ибо лучше жениться, чем разжигаться. 10А женатым повелеваю не я, но Господь: жене с мужем не разлучаться, 11— если же разлучится, пусть остается безбрачной или примирится с мужем, — а мужу жены не отпускать. 12Прочим же говорю я, не Господь: если какой брат жену имеет неверующую и она согласна жить с ним, пусть не отпускает её. 13И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, пусть не отпускает мужа. 14Ибо освящён муж неверующий женой, и освящена жена неверующая братом, потому что иначе дети ваши были бы нечисты, в действительности же они святы. 15Если же неверующий хочет разлучаться, пусть разлучается; не связан брат или сестра при таких обстоятельствах. К миру призвал нас Бог. 16Ибо почему ты знаешь, жена, что спасёшь мужа, или почему ты знаешь, муж, что спасёшь жену?

17Пусть каждый не поступает иначе, как уделил ему Господь, каждый как призвал его Бог. Так я и предписываю во всех церквах. 18Призван был кто обрезанным, пусть не устраняет следов обрезания; призван кто необрезанным, пусть не обрезывается. 19Обрезание — ничто, и необрезание — ничто, но соблюдение заповедей Божиих. 20Каждый в состоянии, в каком призван, в том пусть и пребывает. 21Рабом ли ты призван, — не беспокойся, но если и можешь сделаться свободным, лучше воспользуйся. 22Ибо раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господа; подобно и призванный свободным есть раб Христов. 23Вы дорого куплены: не делайтесь рабами людей. 24В каком состоянии кто призван, братья, в том пусть каждый пребывает пред Богом.

25Что же касается дев, то повеления Господня я не имею, но подаю мнение, как получивший от Господа милость быть верным. 26Итак, вот что полагаю хорошим по настоящей нужде: хорошо человеку быть так. 27Связан ли ты с женой, не ищи расторжения; свободен ли ты от жены — не ищи жены. 28Но если и женишься, не согрешишь; и если выйдет замуж дева, не согрешит. Но скорби по плоти будут они иметь, а я оберегаю вас. 29Но вот, что я говорю, братья: время коротко, впредь пусть и имеющие жен будут, как не имеющие, 30и плачущие, как не плачущие, и радующиеся, как не радующиеся, и покупающие, как не владеющие, 31и пользующиеся миром, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего. 32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женившийся заботится о мирском, как угодить жене; 34и он разделён. И женщина незамужняя и дева заботится о Господнем, чтобы быть святой и телом и духом; а вышедшая замуж заботится о мирском, как угодить мужу. 35Это я говорю для вашей же пользы, не для того, чтобы накинуть на вас петлю, но ради благоприличия и с тем, чтобы вы неотступно пребывали с Господом.

36Если же кто почитает неприличным для своей девы, чтобы она перешла возраст, — а тому должно быть, — пусть делает то, что он хочет: он не грешит; пусть они женятся. 37Но кто непоколебимо твёрд в своем сердце, не имея нужды, и властен над своим желанием, и рассудил в сердце своем блюсти свою деву, — тот хорошо поступит. 38Поэтому, кто женится на своей деве, хорошо поступает, а кто не женится, лучше поступит.

39Жена связана, доколе жив муж её. Если же умрёт муж, она свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе. 40Но она блаженнее, если пребудет так, согласно моему мнению. А думаю, что имею и я Духа Божия.

8

81Что же касается идоложертвенного, то нам известно, что все мы имеем знание. Знание надмевает, а любовь назидает. 2Если кто думает, что нечто познал и знает, он еще не познал так, как следует познать. 3Но, если кто любит Бога, тот познан Им. 4Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что нет идола в мире, и что нет Бога, кроме Единого. 5Допустим даже, что есть так называемые боги будь то на небе, будь то на земле — словно есть много «богов» и много «господ», — 6но у нас Один Бог, Отец, из Которого всё, и мы для Него, и Один Господь Иисус Христос, чрез Которого всё, и мы чрез Него.

7Но знание это не у всех: некоторые по закоренелой привычке к идолу едят эту пищу, как идоложертвенное, и совесть их, будучи немощной, оскверняется. 8Но пища нас не поставит ближе к Богу: не едим ли мы, недостатка не терпим; едим ли, ничего не пребудет. 9Смотрите же, как бы ваше это право не стало преткновением для немощных. 10Ибо если кто увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь в капище, то совесть его, как немощного, не будет ли расположена к вкушению идоложертвенного? 11Вот и гибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. 12А согрешая таким образом против братьев и нанося удар их немощной совести, вы грешите против Христа. 13Поэтому если пища вводит брата моего в соблазн, ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить.

9

91Разве я не свободен? Разве я не апостол? Разве Иисуса, Господа нашего, я не увидел? Разве вы — не мое дело в Господе? 2Если для других я не апостол, то по крайней мере для вас я — апостол: ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

3Вот моя защита против тех, которые меня судят. 4Не имеем ли мы права есть и пить? 5Не имеем ли мы права водить с собой сестру жену, как и прочие апостолы и братья Господни и Кифа? 6Или один я и Варнава не имеем права не работать? 7Кто когда служит воином на собственном содержании? Кто насаждает виноградник и плода от него не ест? Или кто пасёт стадо и от молока стада не ест? 8По человечеству ли я это говорю? Не говорит ли этого и Закон? 9Ибо в Моисеевом Законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли заботится Бог? 10Или, конечно, для нас говорит? Для нас ведь это было написано, так как пашущий должен пахать с надеждой, и молотящий — с надеждой иметь свою долю. 11Если мы посеяли вам духовное, большое ли дело, если мы пожнём у вас вещественное? 12Если другие имеют у вас право, не тем ли более мы?

Но мы не воспользовались этим правом, но всё терпим, чтобы не было от нас никакой помехи Евангелию Христову. 13Разве вы не знаете, что священнодействующие питаются от святилища, что приставленные к жертвеннику от жертвенника имеют долю? 14Так и Господь повелел возвещающим Евангелие жить от Евангелия. 15Но я ничем не воспользовался из всего этого. И я не написал это для того, чтобы так было для меня. Ибо лучше мне умереть... Похвалы моей никто меня не лишит. 16Ибо если я благовествую, то в этом нет для меня похвалы; это для меня необходимость: ибо горе мне, если я не благовествую. 17Ибо если я делаю это добровольно, то я получаю награду; если недобровольно, то мне вверено быть домоправителем. 18Какая же мне награда? та, что благовествуя, я возвещаю Евангелие безвозмездно, не пользуясь моим правом благовестника.

19Ибо, будучи свободен от всех, я всем себя поработил, чтобы большее число приобрести; 20и стал для Иудеев, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных, как подзаконный — не будучи сам под Законом, — чтобы приобрести подзаконных; 21для незнающих Закона, как незнающий Закона — не будучи без закона пред Богом, но под законом Христовым, — чтобы приобрести незнающих Закона; 22я стал для немощных немощным, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, во что бы то ни стало, некоторых. 23И всё я делаю для Евангелия, чтобы стать соучастником его.

24Разве вы не знаете, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. 25Каждый подвизающийся воздерживается от всего: те, чтобы получить венец тленный, а мы — нетленный. 26Итак я бегу не как впустую, ударяю кулаками не как по воздуху, 27но мучу мое тело и порабощаю, чтобы, проповедав другим, самому не оказаться негодным.