Перевод еп. Кассиана (ЦЕРК.-СЛАВ)
10

101Я не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море, 2и все в Моисея были крещены, в облаке и в море, 3и все вкусили одну и ту же духовную пищу, 4и все пили одно и то же духовное питиё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними. А скала — это был Христос. 5Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они были поражены в пустыне. 6А это стало образом для нас, чтобы мы не вожделели зла, как вожделели они. 7Не будьте и идолопоклонниками, как некоторые из них, согласно тому, как написано: народ сел есть и пить, и встали они играть. 8Не будем и блудить, как некоторые из них предались блуду, и пало в один день двадцать три тысячи. 9Не будем и искушать Господа, как некоторые из них искусили, и гибли от змей. 10И не ропщите, как некоторые из них возроптали, и гибли от Истребителя. 11И всё это происходило с ними, как прообраз, написано же было для вразумления нас, которых достиг конец веков. 12Поэтому кто думает, что он стоит, пусть смотрит, чтобы не упасть. 13Искушение вас постигло не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит, чтобы вы были искушены сверх сил, но в самом искушении даст и выход так, чтобы вы могли вынести.

14Потому, возлюбленные мои, бегайте идолослужения. 15Говорю, как разумным: рассудите сами, что говорю. 16Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой; хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? 17Так как хлеб — один, то мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 18Смотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не общники ли они жертвенника? 19Что же я говорю? то ли, что идоложертвенное есть нечто, или что идол есть нечто? 20Нет, но что они приносимое ими в жертву приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы становились общниками бесов. 21Не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую; не можете в трапезе Господней участвовать и в трапезе бесовской. 22Или мы возбуждаем ревность Господа? Разве мы сильнее Его?

23Всё позволено, но не всё на пользу; всё позволено, но не всё назидает. 24Никто да не ищет своей пользы, но пользы другого. 25Всё, что продается на рынке, ешьте без всякого исследования ради совести: 26ибо Господня — земля и то, что наполняет её. 27Если кто из неверных вас зовёт, и вы хотите идти, — всё предлагаемое ешьте без всякого исследования ради совести. 28Если же кто скажет вам: это жертвенное мясо, то не ешьте, ради того, кто объявил, и ради совести. 29Совесть же я разумею не свою, а другого. Ибо моя свобода не подлежит суду чужой совести. 30Если я с благодарностью ем, почему порочить меня за то, за что я благодарю? 31Итак, едите ли вы, или пьёте, или что делаете, — всё во славу Божию делайте. 32Не подавайте повода к осуждению ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией, 33как и я всем во всём угождаю, не ища своей пользы, но пользы многих, чтобы они были спасены.

11

111Подражайте мне, как и я Христу.

2А вас я хвалю за то, что всё мое помните и, как я передал вам, этих преданий держитесь. 3Но хочу, чтобы вы знали, что всякому мужу глава есть Христос, а глава жене муж, а глава Христу Бог. 4Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, бесчестит свою голову; 5а всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытой головой, бесчестит свою голову; ибо это то же, как если бы она была обритая. 6Ибо, если жена не покрывается, пусть и стрижется. Если же стыдно жене стричься или бриться, пусть покрывается. 7И как муж не должен покрывать себе голову, будучи образом и славою Бога, — так и жена есть слава мужа. 8Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9и, ведь, не создан был муж ради жены, но жена ради мужа. 10Поэтому жена должна иметь на голове знак власти ради ангелов. 11Впрочем, ни жена без мужа, ни муж без жены, — в Господе: 12ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; а всё — от Бога. 13Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытой головой? 14И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это — бесчестие, 15а жена, если отпускает волосы, для неё это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала? 16Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии.

17Но, давая предписание, я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. 18Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. 19Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. 20Поэтому, если вы и собираетесь вместе, — вы вечерю Господню не вкушаете. 21Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. 22Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю.

23Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, 24и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне. 25Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне. 26Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет.

27Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. 28Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. 29Ибо едящий и пьющий ест и пьёт осуждение себе, если не различает Тела. 30Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло. 31И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы; 32а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром. 33Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите. 34Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение. Прочее устрою, как только приду.

12

121Что же касается даров духовных, братья, я не хочу, чтобы вы оставались в неведении. 2Вы знаете, что когда вы были язычниками, вы были влекомы к безгласным идолам против вашей воли. 3Поэтому объявляю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не говорит: анафема Иисус, и никто не может сказать: Господь Иисус, иначе, как Духом Святым.

4Но есть различия в дарованиях, а Дух — тот же. 5И есть различия в служениях, а Господь — тот же. 6И есть различия в действиях, а Бог — тот же, производящий всё во всех. 7Но каждому дается проявление Духа на пользу. 8Ибо кому чрез Духа дается слово мудрости; кому же — слово знания, в согласии с тем же Духом; 9иному — вера в том же Духе; другому же — дарования исцелений в едином Духе; 10другому же — сила, являемая в чудесах; другому — пророчество; другому же — различение духов; иному — разные языки; другому же — толкование языков. 11Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Он хочет.

12Ибо как тело — одно и имеет много членов, все же члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. 13Ибо и мы все в одном Духе были крещены в одно тело; будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены. 14Ибо и тело не один член, но много. 15Если скажет нога: «я не рука и поэтому не принадлежу к телу», — нет, не поэтому не принадлежит она к телу. 16И если скажет ухо: «я не глаз и поэтому не принадлежу к телу», — нет, не поэтому не принадлежит оно к телу. 17Если всё тело — глаз, где слух? Если всё — слух, где обоняние? 18Но Бог дал место членам, каждому из них, в теле, как Он восхотел. 19Ибо, если бы все были один член, где тело? 20Но вот много членов, но одно тело. 21Не может глаз сказать руке: «ты мне не нужна», или опять же, голова ногам: «вы мне не нужны». 22Но тем нужнее те члены тела, которые кажутся слабейшими. 23И те, которые нам кажутся наименее благородными в теле, мы окружаем особой честью, и наши неблагообразные члены требуют особого благообразия, 24а наши благообразные члены в этом не нуждаются. Но Бог так составил тело, что наиболее обделённому члену оказал особую честь, 25чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге. 26И страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

27Вы — тело Христово, и в отдельности — члены. 28И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. 29Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? 30Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? 31Ревнуйте о дарах больших.

И еще превосходнейший путь покажу вам.