Синодальный перевод (Синод)
12

121

12:1
Прем 1:7Пс 138:7
Нетленный Твой дух пребывает во всем. 2
12:2
Иер 10:24
Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 3
12:3
Втор 9:5
Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 4
12:4
Лев 18:3
совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, 5
12:5
Втор 12:31
18:10Иер 19:5
и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, 6и родителями, убивавшими беспомощные души, — Ты восхотел погубить их руками отцов наших, 7дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. 8
12:8
Исх 23:27–28Втор 7:20
Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. 9Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; 10
12:10
Рим 2:4Откр 2:21Иер 13:23
но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки. 11
12:11
Быт 9:25
Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. 12
12:12
Рим 9:20
Ибо кто скажет: «что Ты сделал?» или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе, с ходатайством за неправедных людей? 13
12:13
1 Пет 5:7
Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. 14Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. 15Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания. 16
12:16
Пс 144:9Рим 11:32
Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех. 17Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему и в не признающих Тебя обличаешь дерзость; 18
12:18
Пс 102:10Сир 18:9
но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле. 19Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаянию во грехах. 20
12:20
Исх 8:31Рим 2:4
Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла, 21
12:21
Рим 11:24
то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих, которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований! 22
12:22
1 Кор 11:32
Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости и, когда бываем судимы, ожидали помилования. 23Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями, 24
12:24
Рим 1:23
ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения, обманываясь подобно неразумным детям и почитая за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными. 25Посему, как неразумным детям, в посмеяние послал Ты им и наказание. 26Но, не вразумившись обличительным посмеянием, они испытывали заслуженный суд Божий. 27
12:27
Прем 11:17
Ибо, что они сами терпели с досадою, то же увидев на тех, которых считали богами и чрез которых были наказываемы, они познали Бога истинного, Которого прежде отрекались знать; 28
12:28
Исх 8:19
посему и пришло на них окончательное осуждение.

13

131

13:1
Рим 1:19
Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, 2
13:2
Втор 4:19Деян 7:42
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. 3
13:3
Сир 43:5Рим 1:20
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. 4А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их: 5
13:5
Рим 1:20
ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их. 6
13:6
Деян 14:17
17:27
Впрочем они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его: 7
13:7
Рим 1:19
потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно. 8Но и они неизвинительны: 9если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его? 10
13:10
Деян 17:29Рим 1:23
Но более жалки те, и надежды их — на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки. 11
13:11
Ис 44:13Иер 10:3
Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни, 12а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился; 13один же из обрезков, ни к чему не годный, дерево кривое и сучковатое, взяв, старательно округлил на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека, 14или сделал подобным какому-нибудь низкому животному, намазал суриком и покрыл краскою поверхность его, и закрасил в нем всякий недостаток, 15и, устроив для него достойное его место, повесил его на стене, укрепив железом. 16Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился, зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи. 17Молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному, 18
13:18
Иер 3:231 Кор 8:4
и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии — не могущее ступить, 19о прибытке, о ремесле и об успехе рук — совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное.

14

141

14:1
Иона 1:5
Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля; 2ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил, 3
14:3
Исх 14:21
но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, 4
14:4
Ис 43:2Иона 2:3
показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства. 5Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье. 6
14:6
Быт 6:4
7:13
Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода. 7
14:7
1 Пет 3:20
Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! 8
14:8
Пс 134:15Вар 3:18–19
А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его — за то, что сделал; а это тленное названо богом. 9
14:9
Пс 5:5–6
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его; 10и сделанное вместе со сделавшим будет наказано. 11
14:11
Иер 46:25
Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных. 12
14:12
Исх 34:15Иез 16:15Ос 2:5
Ибо вымысл идолов — начало блуда, и изобретение их — растление жизни. 13Не было их вначале, и не во веки они будут. 14
14:14
Гал 5:26Прем 9:5
Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. 15
14:15
Рим 1:23
Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. 16
14:16
Дан 3:5
Потом, утвердившийся временем, этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. 17Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему. 18К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника, 19ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее; 20а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством. 21И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. 22
14:22
Деян 19:24–25
Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. 23
14:23
Втор 18:10Иер 7:9,31
19:5
Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, 24они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. 25
14:25
Рим 1:29Иер 7:9
Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, 26
14:26
Рим 1:24,27
забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство. 27Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла, 28
14:28
Ос 7:5
ибо они или веселясь неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву. 29Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. 30Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. 31Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.