Синодальный перевод (Синод)
20

201 Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережется от вреда. 2Как хорошо обличенному показать раскаяние! 3Ибо он избежит вольного греха. 4 Что — пожелание евнуха растлить девицу, то — производящий суд с натяжкою. 5Иной молчит — и оказывается мудрым; а иной бывает ненавистным за многую болтливость. 6Иной молчит, потому что не имеет, что отвечать; а иной молчит, потому что знает время. 7 Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени. 8 Многоречивый опротивеет, и кто восхищает себе право говорить, будет возненавиден. 9 Бывает успех человеку ко злу, а находка — в потерю. 10Есть даяние, которое не будет тебе на пользу, и есть даяние, за которое бывает сугубое воздаяние. 11 Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову. 12Иной малым покупает многое и заплатит за то в семь раз больше. 13 Мудрый в слове делается любезным, любезности же глупых останутся напрасными. 14Даяние безумного не будет тебе на пользу; ибо у него вместо одного много глаз для принятия. 15 Немного даст он, а попрекать будет много, и раскроет уста свои, как глашатай. Ныне он взаем дает, а завтра потребует назад: ненавистен такой человек Господу и людям. 16 Глупый говорит: «нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком». 17Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним! 18Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак скоро придет падение злых. 19Неприятный человек — безвременная басня; она всегда будет на устах невежд. 20 Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время. 21Иной удерживается от греха скудостью, и в этом воздержании он не будет сокрушаться. 22Иной губит душу свою по робости, и губит ее из лицеприятия к безумному. 23Иной из-за стыда дает обещания другу, и без причины наживает в нем себе врага. 24Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда. 25Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель. 26Поведение лживого человека — бесчестно, и позор его всегда с ним. 27 Мудрый в словах возвысит себя, и человек разумный понравится вельможам. 28 Возделывающий землю увеличит свой стог, и угождающий вельможам получит помилование в случае неправды. 29 Угощения и подарки ослепляют глаза мудрых и, как бы узда в устах, отвращают обличения. 30 Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза от обоих? 31Лучше человек, скрывающий свою глупость, нежели человек, скрывающий свою мудрость.

21

211 Сын мой! если ты согрешил, не прилагай более грехов и о прежних молись. 2 Беги от греха, как от лица змея; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. 3Зубы его — зубы львиные, которые умерщвляют души людей. 4 Всякое беззаконие как обоюдоострый меч: ране от него нет исцеления. 5 Устрашения и насилия опустошат богатство: так опустеет и дом высокомерного. 6Моление из уст нищего — только до ушей его; но суд над ним поспешно приближается. 7 Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем. 8Издалека узнается сильный языком; но разумный видит, где тот спотыкается. 9 Строящий дом свой на чужие деньги — то же, что собирающий камни для своей могилы. 10 Сборище беззаконных — куча пакли, и конец их — пламень огненный. 11 Путь грешников вымощен камнями, но на конце его — пропасть ада. 12 Соблюдающий закон обладает своими мыслями, 13 и совершение страха Господня — мудрость. 14Не научится тот, кто неспособен; 15 но есть способность, умножающая горечь. 16 Знание мудрого увеличивается подобно наводнению, и совет его, — как источник жизни. 17Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания. 18 Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе. Услышал его легкомысленный, и оно не понравилось ему, и он бросил его за себя. 19Речь глупого — как бремя в пути, в устах же разумного находят приятность. 20Речей разумного будут искать в собрании, и о словах его будут размышлять в сердце. 21Как разрушенный дом, так мудрость глупому, и знание неразумного — бессмысленные слова. 22Наставление для безумных — оковы на ногах, и как цепи на правой руке. 23Глупый в смехе возвышает голос свой, а муж благоразумный едва тихо улыбнется. 24Как золотой наряд — наставление для разумного, и как драгоценное украшение на правой руке. 25Нога глупого спешит в чужой дом, но человек многоопытный постыдится людей; 26неразумный сквозь дверь заглядывает в дом, а человек благовоспитанный остановится вне; 27невежество человека — подслушивать у дверей, благоразумный же огорчится таким бесстыдством. 28 Уста многоречивых рассказывают чужое, а слова благоразумных взвешиваются на весах. 29В устах глупых — сердце их, уста же мудрых — в сердце их. 30Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу. 31 Наушник оскверняет свою душу и будет ненавидим везде, где только жить будет.

22

221Грязному камню подобен ленивый: всякий освищет бесславие его. 2Воловьему помету подобен ленивый: всякий, поднявший его, отряхнет руку. 3 Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение. 4Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная — печаль родившему. 5Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении. 6 Не вовремя рассказ — то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени. 7Поучающий глупого — то же, что склеивающий черепки, или пробуждающий спящего от глубокого сна. 8Рассказывающий что-либо глупому — то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: «что?» 9 Плачь над умершим, ибо свет исчез для него; плачь и над глупым, ибо разум исчез для него. 10 Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого — хуже смерти. 11 Плачь об умершем — семь дней, а о глупом и нечестивом — все дни жизни его. 12С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; 13берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним; 14уклонись от него и найдешь покой и не будешь огорчен безумием его. 15 Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? 16 Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели человека бессмысленного. 17Как деревянная связь в доме, крепко устроенная, не дает ему распадаться при сотрясении, так сердце, утвержденное на обдуманном совете, не поколеблется во время страха. 18 Сердце, утвержденное на разумном размышлении, — как лепное украшение на вытесанной стене. 19Подпорка, поставленная на высоте, не устоит против ветра: 20 так боязливое сердце, при глупом размышлении, не устоит против страха.

21Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное. 22Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу. 23Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. 24 Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. 25Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга. 26Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его; 27оставайся с ним во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии. 28Прежде пламени бывает в печи пар и дым: так прежде кровопролития — ссоры. 29Защищать друга я не постыжусь и не скроюсь от лица его; 30а если приключится мне чрез него зло, то всякий, кто услышит, будет остерегаться его.

31 Кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои, чтобы мне не пасть чрез них, и чтобы язык мой не погубил меня!