Синодальный перевод (Синод)
7

71

7:1
Быт 14:18
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5
7:5
Чис 18:21Втор 18:1Нав 14:4
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6
7:6
Быт 12:2
14:20
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. 8И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11
7:11
Гал 2:21Евр 8:7
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14
7:14
Быт 49:8Мф 2:6Откр 5:5
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17
7:17
Пс 109:4Евр 5:6
Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». 18
7:18
Ис 1:11Рим 8:3Гал 4:9
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19
7:19
Ин 1:17Деян 13:39Рим 5:2
ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, — 21
7:21
Пс 109:4
ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», — 22
7:22
Евр 8:6
то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25
7:25
1 Ин 1:2Рим 8:341 Тим 2:5
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26
7:26
Исх 28:38Лк 1:351 Пет 2:22
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27
7:27
Лев 16:11
который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28
7:28
Евр 7:20
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.

8

81

8:1
Евр 1:3
3:1
4:14
7:26
Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2
8:2
Евр 10:21
и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. 3
8:3
Еф 5:2
Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел что принести. 4Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что здесь такие священники, которые по закону приносят дары, 5
8:5
Исх 25:40Деян 7:44Кол 2:17Евр 10:1
которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: «смотри», сказано, «сделай все по образу, показанному тебе на горе». 6
8:6
Евр 7:16
9:13
Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. 7Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. 8
8:8
Иер 31:31–34
32:37Рим 11:27Евр 10:16
Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 9не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. 10
8:10
Иер 24:7
32:38Иез 11:20Зах 8:82 Кор 6:16
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. 11
8:11
Ис 54:131 Ин 2:27
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, 12
8:12
Иер 31:31–34Евр 10:17
потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». 13Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

9

91И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2

9:2
Исх 40:1–4
ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». 3За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», 4
9:4
Исх 16:33Чис 17:10Втор 10:13 Цар 8:92 Пар 5:10
имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5
9:5
Исх 25:18
а над ним — херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6При таком устройстве в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение, 7
9:7
Исх 30:10Лев 16:2
а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. 8Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния. 9
9:9
Евр 7:19
10:1
Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10
9:10
Лев 11:2Чис 19:7Рим 14:17
и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления. 11
9:11
Евр 10:1
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12
9:12
Евр 10:12
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13
9:13
Лев 16:14Чис 19:4
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14
9:14
Лк 1:74Ин 17:191 Ин 1:7Тит 2:14Откр 1:5
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! 15
9:15
1 Пет 3:18Рим 5:6
И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. 16Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17
9:17
Гал 3:15
потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. 18Почему и первый завет был утвержден не без крови. 19
9:19
Исх 12:22Лев 16:14
Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20
9:20
Исх 24:8
говоря: «это кровь завета, который заповедал вам Бог». 21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. 22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения. 23Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами. 24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. 27
9:27
3 Езд 14:35
И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28
9:28
1 Пет 3:18Рим 5:6
так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.