Синодальный перевод (Синод)
5

51Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. 4

5:4
Чис 16:5,40
И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5
5:5
Пс 2:7Ин 8:54Евр 1:5
Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; 6
5:6
Пс 109:4Евр 7:17
как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». 7
5:7
Мф 26:39Мк 14:35–36Лк 22:44Ин 12:27
Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8
5:8
Флп 2:7–8Евр 1:5
хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. 11
5:11
Мф 13:15Ин 16:12
О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. 12
5:12
Ин 3:101 Пет 2:21 Кор 3:1
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13
5:13
1 Кор 13:11
14:20
Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14
5:14
Еф 4:11–13Флп 3:15
твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

6

61Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3И это сделаем, если Бог позволит. 4

6:4
Мф 12:45
Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6
6:6
2 Пет 2:201 Ин 5:16Евр 10:29
и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8
6:8
Иер 26:6
44:22Мк 11:21
а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение. 9Впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и де́ржитесь спасения, хотя и говорим так. 10
6:10
Мф 10:42
25:40
Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. 13
6:13
Быт 22:16Пс 104:9Лк 1:73
Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14
6:14
Быт 22:17
говоря: «истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя». 15
6:15
Рим 4:17
И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16
6:16
Исх 22:11
Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17
6:17
Пс 32:11Притч 19:21
Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19
6:19
Лев 16:15
которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20
6:20
Ин 14:2Евр 4:14
куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

7

71

7:1
Быт 14:18
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5
7:5
Чис 18:21Втор 18:1Нав 14:4
Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. 6
7:6
Быт 12:2
14:20
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. 8И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. 9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. 11
7:11
Гал 2:21Евр 8:7
Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14
7:14
Быт 49:8Мф 2:6Откр 5:5
Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17
7:17
Пс 109:4Евр 5:6
Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». 18
7:18
Ис 1:11Рим 8:3Гал 4:9
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19
7:19
Ин 1:17Деян 13:39Рим 5:2
ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, — 21
7:21
Пс 109:4
ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», — 22
7:22
Евр 8:6
то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25
7:25
1 Ин 1:2Рим 8:341 Тим 2:5
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26
7:26
Исх 28:38Лк 1:351 Пет 2:22
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27
7:27
Лев 16:11
который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28
7:28
Евр 7:20
Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершенного.