Синодальный перевод (Синод)
2

21

2:1
2 Мак 1:19
В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано, 2
2:2
Посл Иер 4–5
и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их. 3Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего. 4
2:4
Втор 34:1
Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. 5Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. 6Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. 7Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. 8
2:8
Исх 40:343 Цар 8:22
И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место. 9Было сказано и то, как он, исполненный премудрости, принес жертву обновления и совершения храма. 10
2:10
Лев 9:242 Пар 5:14
6:3–4
7:1
Как Моисей молился Господу, и сошел огонь с неба, и потребил жертву, так и Соломон молился, и сошедший огонь истребил жертвы всесожжения. 11
2:11
Лев 10:16–17
И сказал Моисей: так как жертва о грехе не употреблена в пищу, то потреблена огнем. 12Точно так и Соломон торжествовал восемь дней.

13Повествуется также в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях. 14Подобным образом и Иуда затерянное, по случаю бывшей у нас войны, всё собрал, и оно есть у нас. 15Итак, если вы имеете в этом надобность, пришлите людей, которые вам доставят. 16Намереваясь праздновать очищение, мы писали вам об этом; хорошо сделаете и вы, если будете праздновать эти дни. 17Бог же, сохранивший весь народ Свой и возвративший всем наследие и царство и священство и святилище, 18

2:18
Втор 30:4
как обещал в законе, — надеемся на Бога, — Он скоро помилует нас и соберет от поднебесной в место святое. 19Ибо Он избавил нас от великих бед и очистил место. 20О делах же Иуды Маккавея и братьев его и об очищении великого храма и обновлении жертвенника, 21также о войнах против Антиоха Епифана и против сына его Евпатора, 22и о бывших с неба явлениях тем, которые подвизались за Иудеев столь ревностно, что, быв весьма малочисленны, очищали всю страну и преследовали многочисленные толпы неприятелей, 23и воссоздали славный во всей вселенной храм, и освободили город, и восстановили клонившиеся к разрушению законы, когда Господь с великим снисхождением умилосердился над ними; 24о всем этом изложенное Иасоном Киринейским в пяти книгах мы попытаемся кратко начертать в одной книге. 25Ибо, имея в виду множество чисел и трудность, происходящую от обилия содержания, для желающих заняться историческими повествованиями, 26мы озаботились доставить душевное назидание желающим читать, облегчение старающимся удержать в памяти, и всем, кому случится читать, пользу; 27хотя для нас, принявших на себя труд сокращения, это нелегкое дело, требующее напряжения и бдительности, 28как нелегко бывает тому, кто готовит пиршество и желает пользы другим. Но, имея в виду благодарность многих, мы охотно принимаем на себя этот труд, 29предоставляя точное изложение подробностей историку и стараясь последовать примерам сокращенного изложения. 30Ибо как строителю нового дома предлежит заботиться обо всем строении, а тому, кто должен заняться резьбою и живописью, надлежит изыскивать только потребное к украшению, так мы думаем и о себе. 31Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частность — свойственно начальному писателю истории. 32Тому же, кто делает сокращение, должно быть предоставлено преследовать только краткость речи и избегать подробных изысканий. 33Итак, в связи с сказанным, начнем теперь повествование: ибо неразумно увеличивать предисловие к истории, а самую историю сокращать.

3

31Когда в святом граде жили еще в полном мире, и тщательно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии, 2бывало, и сами цари чтили это место, и прославляли святилище отличными дарами, 3так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения. 4Но некто Симон из колена Вениаминова, поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. 5И как он не мог превозмочь Онии, то пошел к Аполлонию, сыну Фрасея, который в то время был военачальником Келе-Сирии и Финикии, 6и объявил ему, что Иерусалимская сокровищница наполнена несметными богатствами, равно как несчетное множество денег скоплено, и нет в них нужды для приношения жертв, но все это может быть обращено во власть царя. 7Аполлоний же, увидевшись с царем, объявил ему об означенных богатствах, а он, назначив Илиодора, поставленного над государственными делами, послал его и дал приказ вывезти упомянутые сокровища. 8Илиодор тотчас отправился в путь, под предлогом обозрения городов Келе-Сирии и Финикии, а на самом деле для того, чтобы исполнить волю царя. 9Прибыв же в Иерусалим и быв дружелюбно принят первосвященником города, он сообщил ему о сделанном указании и объявил, за чем пришел, притом спрашивал: действительно ли все это так? 10Хотя первосвященник показал, что это есть вверенное на сохранение имущество вдов и сирот, 11и частью Гиркана, сына Товии, мужа весьма знаменитого, а не так, как клеветал нечестивый Симон, и что всего четыреста талантов серебра и двести золота; 12обижать же положившихся на святость места, на уважение и неприкосновенность храма, чтимого во всей вселенной, никак не следует. 13Но Илиодор, имея царский приказ, решительно говорил, что это должно быть взято в царское казнохранилище.

14Назначив день, он вошел, чтобы сделать осмотр этого, и произошло немалое волнение во всем городе. 15Священники в священных одеждах, повергшись пред жертвенником, взывали на небо, чтобы Тот, Который дал закон о вверяемом святилищу имуществе, в целости сохранил его вверившим. 16Кто смотрел на лице первосвященника, испытывал душевное потрясение; ибо взгляд его и изменившийся цвет лица обличал в нем душевное смущение. 17Его объял ужас и дрожание тела, из чего явна была смотревшим скорбь его сердца. 18Иные семьями выбегали из домов на всенародное моление, ибо предстояло священному месту испытать поругание; 19женщины, опоясав грудь вретищами, толпами ходили по улицам; уединенные девы иные бежали к воротам, другие — на стены, а иные смотрели из окон, 20все же, простирая к небу руки, молились. 21Трогательно было, как народ толпами бросался ниц, а сильно смущенный первосвященник стоял в ожидании. 22Они умоляли Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. 23А Илиодор исполнял предположенное. 24Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, 25ибо явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нем, казалось, имел золотое всеоружие. 26Явились ему и еще другие два юноши, цветущие силою, прекрасные видом, благолепно одетые, которые, став с той и другой стороны, непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны. 27Когда он внезапно упал на землю и объят был великою тьмою, тогда подняли его и положили на носилки. 28Того, который с большою свитою и телохранителями только что вошел в означенную сокровищницу, вынесли как беспомощного, ясно познав всемогущество Божие. 29Божественною силою он повергнут был безгласным и лишенным всякой надежды и спасения. 30Они же благословляли Господа, прославившего Свое жилище; и храм, который незадолго пред тем наполнен был страхом и смущением, явлением Господа Вседержителя наполнился радостью и веселием. 31Вскоре некоторые из близких Илиодора, придя, умоляли Онию призвать Всевышнего и даровать жизнь лежавшему уже при последнем издыхании. 32Первосвященник, опасаясь, чтобы царь не подумал, что сделано Иудеями какое-нибудь злоумышление против Илиодора, принес жертву о его спасении. 33Когда же первосвященник приносил умилостивительную жертву, те же юноши опять явились Илиодору, украшенные теми же одеждами, и представ сказали ему: воздай великую благодарность первосвященнику Онии, ибо для него Господь даровал тебе жизнь; 34ты же, наказанный от Него, возвещай всем великую силу Бога. И, сказав сие, они стали невидимы. 35Илиодор же, принеся жертву Господу, и обещав многие обеты Сохранившему ему жизнь, и возблагодарив Онию, возвратился с воинами к царю, 36и пред всеми свидетельствовал о делах великого Бога, которые он видел своими глазами. 37Когда же царь спросил Илиодора, кто был бы способен, чтобы еще раз послать в Иерусалим, он отвечал: 38если ты имеешь какого-нибудь врага и противника твоему правлению, то пошли его туда, и встретишь его наказанным, если только останется он в живых, ибо на месте сем истинно пребывает сила Божия: 39Он Сам, обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет. 40Вот что произошло с Илиодором, и так спасена сокровищница храма.

4

41А выше упоминаемый Симон, сделавшись предателем сокровищ и отечества, клеветал на Онию, будто он сам поощрял Илиодора и был виновником зол. 2Благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законов, дерзал он называть противником правительства. 3Когда же вражда дошла до того, что чрез одного из доверенных людей Симона стали совершаться убийства: 4тогда Ония, видя, что борьба опасна, что Аполлоний, как военачальник Келе-Сирии и Финикии, неистовствует, увеличивая злобу Симона, 5отправился к царю, не как обвинитель сограждан, но имея в виду пользу каждого и всего народа, 6ибо он видел, что без царской попечительности невозможно мирно устроить дела, и Симон не оставит своего безумия. 7Но когда умер Селевк, и получил царство Антиох, по прозванию Епифан, тогда домогался священноначалия Иасон, брат Онии, 8обещав царю при свидании триста шестьдесят талантов серебра и с некоторых доходов восемьдесят талантов. 9Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами. 10Когда царь дал согласие, и он получил власть, тотчас начал склонять одноплеменников своих к Еллинским нравам. 11Он отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы по ходатайству Иоанна, отца Евполемова, который предпринимал посольство к Римлянам о дружбе и союзе; нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи. 12Намеренно под самою крепостью построил он училище для телесного упражнения юношей и, привлекши лучших из юношей, подводил их под срамную покрышку. 13Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, 14так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска. 15Ни во что ставили они отечественный почет; только Еллинские почести признавали наилучшими. 16За это постигло их тяжкое посещение, и те самые, которым они соревновали в образе жизни и хотели во всем уподобиться, стали их врагами и мучителями; 17ибо нечестиво поступать против Божественных законов невозможно ненаказанно, как показывает наступающее за тем время. 18Когда праздновались в Тире пятилетние игры, и царь присутствовал там, 19тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Антиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу; но сами принесшие просили не употреблять их на жертву, считая это неприличным, а назначить на другие расходы: 20итак им посланы эти деньги в жертву Геркулесу от имени посылавшего, а принесшими они обращены на устройство гребных судов. 21Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет по случаю восшествия на престол царя Птоломея Филометора, Антиох заподозрил его враждебным себе и начал стараться обезопасить себя против него; посему, отправившись в Иоппию, он пришел в Иерусалим. 22Великолепно принятый Иасоном и городом, он вошел при светильниках и восклицаниях, и оттуда отправился с войском в Финикию. 23По прошествии трех лет Иасон послал Менелая, брата вышеозначенного Симона, чтобы он доставил царю деньги и сделал представление о некоторых нужных делах. 24Он же, представившись царю и польстив его власти, восхитил себе священноначалие, надбавив триста талантов серебра против Иасона. 25Получив от царя приказания, он возвратился, не принеся с собою ничего достойного первосвященства, а только гнев жестокого тирана и ярость дикого зверя. 26Так Иасон, обманувший своего брата, сам был обманут другим и, как изгнанник, удалился в страну Аммонитскую. 27Менелай же получил власть, но нисколько не заботился об обещанных царю деньгах, хотя Сострат, начальник городской крепости, и делал требования, 28ибо на нем лежал сбор даней; по этой причине оба они были вызваны царем. 29Менелай оставил преемником первосвященства брата своего Лисимаха, а Сострат — Кратита, начальника Кипрян.

30В то время, как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской. 31Посему царь поспешно отправился, чтобы привести дела в порядок, оставив вместо себя Андроника, одного из почетных сановников. 32Тогда Менелай, думая воспользоваться благоприятным случаем, похитил из храма некоторые золотые сосуды и подарил Андронику, а другие продал в Тире и окрестных городах. 33Верно дознав о том, Ония изобличил его и удалился в безопасное место — Дафну, лежащую при Антиохии. 34Посему Менелай, улучив наедине Андроника, просил его убить Онию; и он, придя к Онии и коварно уверив его, дав руку с клятвою, хотя и был в подозрении, убедил его выйти из убежища и тотчас убил, не устыдившись правды. 35Этим раздражены были не только Иудеи, но и многие из других народов, и негодовали на беззаконное убийство этого мужа. 36Когда же царь возвратился из стран Киликии, то бывшие в городе Иудеи с вознегодовавшими Еллинами донесли ему, что Ония убит безвинно. 37Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние умершего, 38и в гневе на Андроника, тотчас совлекши с него порфиру и изодрав одежды, приказал водить его по всему городу и на том самом месте, где он злодейски погубил Онию, казнить убийцу, чем Господь воздал ему заслуженное наказание.

39Когда же в городе были произведены многие святотатства Лисимахом, с соизволения Менелая, и разнесся о том слух, то народ восстал на Лисимаха, ибо похищено было множество золотых сосудов. 40Когда восстал народ, исполненный гнева, то Лисимах вооружил до трех тысяч человек и начал беззаконное насилие под предводительством одного тирана, старого летами и не менее застаревшего в безумии. 41Увидев такое насилие Лисимаха, одни схватили камни, другие — толстые колья, а иные, хватая с земли пыль, бросали все вместе на людей Лисимаха, 42и таким образом многих из них ранили, других поразили, и всех обратили в бегство, а самого святотатца умертвили близ сокровищницы. 43Об этом состоялся суд над Менелаем. 44Когда царь прибыл в Тир, то посланные от собрания старейшин три мужа представили ему жалобу. 45Менелай, уже взятый, обещал Птоломею, сыну Дорименову, большие деньги, если он упросит за него царя. 46И Птоломей, отозвав царя в притвор под предлогом отдохновения, извратил дело. 47Менелая, виновника всего зла, освободил от обвинений, а несчастных, которые, если бы и пред Скифами говорили, были бы отпущены неосужденными, осудил на смерть. 48Так скоро понесли неправедную казнь говорившие в защиту города, народа и священных сосудов. 49Тиряне, негодуя на то, щедро доставили потребное для погребения их. 50А Менелай, при любостяжании начальствующих, удержал за собою власть и, возрастая в злобе, сделался жестоким врагом граждан.