ПЕРГАМ
Город в Мисии; совр. Бергама. Небольшое поселение на месте Пергама существовало в архаический период, но первое упоминание о городе находится в «Анабасисе» Ксенофонта: греческий отряд под началом Ксенофонта останавливался здесь в 399 г. до н.э. Известность и расцвет Пергама начинаются в IV в. до н.э., когда после смерти Александра Македонского он оказывается на территории, управляемой Лисимахом. Значительная часть богатств Лисимаха попадает в сокровищницу Пергама, и после смерти Лисимаха хранитель сокровищ Филетер использует их для украшения города и укрепления своей власти. Усыновленный им племянник основывает пергамскую царскую династию Атталидов. При Атталидах положение Пергама было двойственным: с одной стороны, в нем находилась царская резиденция, с другой — он сохранял организацию и систему управления традиционного греческого полиса. В царствование Эвмена II (197—159 до н.э.) Пергам переживает наивысший расцвет и становится одним из величайших центров науки и искусства в греческом мире. Акрополь Пергама превращается в совершеннейшее архитектурное произведение.
В 133 г. до н.э. по завещанию последнего пергамского царя Аттала III царство переходит под римское управление. На некоторое время Пергам теряет свое первенствующее значение в регионе, уступив его Эфесу. Это было связано не в последнюю очередь с тем, что Пергам поддержал Митридата VI в его борьбе с Римом. Митридат сделал Пергам одной из своих столиц, и после победы римлян над Митридатом городу пришлось заплатить за этот альянс высокую цену. Новый подъем города начинается при императоре Августе. Пергам опять становится одним из наиболее значительных центров провинции Азии. Однако с конца I в. город вновь попадает в период упадка.
Одним из важнейших религиозных культов в Пергаме был культ Асклепия. Святилище Асклепия рядом с городом было важным интеллектуальным и медицинским центром Древнего мира. В Пергаме родился и некоторое время практиковал самый выдающийся врач античного мира, Гален. Культ Асклепия, бога врачевания, составлял в Пергаме серьезную конкуренцию христианству, и именно Пергам был выбран императором Юлианом (361—363) для встречи с философами-неоплатониками, послужившей переломным моментом для его решения восстановить почитание языческих богов в империи.
После посещения Юлиана Пергам переживает период упадка. К XII в. только развалины древних построек напоминали о некогда одном из величайших городов древности.
Церковь в Пергаме была одной из семи церквей Азии, к которым обращается автор Апокалипсиса (2:12).